Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 16.12.2013 по делу N А76-19909/2013 <О признании недействующими решений Совета депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района": от 23.11.2012 N 125 "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района"; от 23.11.2012 N 125А "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 декабря 2013 г. по делу № А76-19909/2013

Резолютивная часть решения объявлена 9 декабря 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе председательствующего судьи Наконечной О.Г., судей: Костылева И.В., Бастена Д.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изюмовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
индивидуального предпринимателя Захарова Сергея Валерьевича, г. Коркино (ОГРН 304741231700069);
к Совету депутатов Печенкинского сельского поселения, д. Печенкино
главе Печенкинского сельского поселения, д. Печенкино Печенкинского сельского поселения, д. Печенкино
администрации Печенкинского сельского поселения, д. Печенкино (ОГРН 1027401635414)
при участии в деле прокурора Челябинской области,
о признании недействующими решений от 23.11.2012 № 125 и № 125А
при участии в заседании:
заявителя: Захарова С.В. - индивидуального предпринимателя, паспорт; Серышева А.В. - представителя по доверенности от 14.05.2013, паспорт; заинтересованного лица - Совета депутатов Печенкинского сельского поселения: Стародубцева Н.В. - представителя по доверенности от 03.12.2013, паспорт;
заинтересованных лиц - главы Печенкинского сельского поселения и администрации Печенкинского сельского поселения: Ярушиной Н.В. - представителя по доверенности от 03.12.2013, паспорт;
прокурора Челябинской области: Смолиной Е.В. - представителя, служебное удостоверение № 070215,

установил:

индивидуальный предприниматель Захаров Сергей Валерьевич (далее - ИП Захаров С.В.) обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующими решений Совета депутатов Печенкинского сельского поселения (далее - Совет депутатов) от 23.11.2012 № 125 "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района" и от 23.11.2012 № 125А "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения" (с учетом уточнения заявленных требований от 15.11.2013 вх. № 26754, которое с соблюдением положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ, принято арбитражным судом, т. 2 л.д. 59 - 66).
В обоснование требования указано, в частности, что оспариваемые решения представительного органа местного самоуправления не соответствуют Конституции Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации (далее - ГрК РФ), Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ), Уставу Печенкинского сельского поселения, поскольку приняты с нарушением порядка их издания и не опубликованы в установленном законом порядке; данные решения создают препятствия в пользовании арендуемым заявителем земельным участком с кадастровым номером 74:07:00 00 000:0199 по тому назначению, по которому последний испрашивался в аренду.
Заинтересованные лица представили возражение на заявление ИП Захарова С.В. от 21.11.2013 вх. № 28207, в котором указали на необоснованность требований заявителя. Отметили, что оспариваемые правовые акты изданы с соблюдением законодательства Российской Федерации (т. 2 л.д. 68 - 70).
На основании статьи 52 АПК РФ судом удовлетворено ходатайство прокурора Челябинской области от 17.10.2013 № 38-427у-2013 о вступлении в дело с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (т. 1 л.д. 52).
Прокурор Челябинской области представил отзыв от 02.12.2013 № 38-427у-2013 (т. 2 л.д. 99 - 101), в котором указал, что оспариваемые решения приняты в пределах предоставленных Совету депутатов полномочий. Вместе с тем, заинтересованным лицом не представлены доказательства публикации в полном объеме оспариваемых решений. Также Советом депутатов не представлены доказательства соблюдения установленной законом процедуры утверждения правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения. Оспариваемые решения изданы с нарушением положений статьи 15 Конституции Российской Федерации и части 2 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ. Поэтому требования Захарова С.В. необходимо удовлетворить.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении с учетом принятого судом уточнения от 15.11.2013 вх. № 26754, во мнении на возражения (т. 3 69, 70) и в отзыве на заявление соответственно.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
30.11.2006 постановлением главы Еткульского муниципального района № 310 гражданину Захарову С.В. для использования в целях устройства пляжа и места ночевки рыболовов-любителей предоставлен в аренду сроком на пять лет земельный участок - единое землепользование, категория земель - земли поселений, с кадастровым номером 74:07:00 00 000:0199, расположенный по адресу: Челябинская область, Еткульский район, с. Шеломенцево, ул. Береговая, напротив домов № 19, 21, 2, состоящий из земельных участков 74:07:39 00 001: 0174, площадью 7314,12 кв. м; 74:07:39 00 002: 0129, площадью 887,11 кв. м, общей площадью 8201 кв. м, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) Участка (т. 2 л.д. 25).
В соответствии с договором аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 13.11.2006 № 182 комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям администрации Еткульского муниципального района гражданину Захарову С.В. по акту приема-передачи предоставлен указанный земельный участок - единое землепользование (т. 2 л.д. 26 - 30).
Срок данного договора определен с 30.11.2006 по 30.11.11. Настоящий договор 15.11.2007 зарегистрирован Управлением Росреестра по Челябинской области (т. 2 л.д. 29).
На основании постановления администрации Еткульского муниципального района от 13.10.2011 № 656 (т. 2 л.д. 34) дополнительным соглашением от 13.10.2011 срок действия договора аренды от 30.11.2006 № 182 продлен до 30.11.2016 (т. 2 л.д. 36).
02.11.2012 постановлениями администрации Печенкинского сельского поселения (далее - Администрация) № 114а и № 114б инициированы публичные слушания по проектам решений Совета депутатов: "О внесении изменений в Устав", "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения" и "Утверждения правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения"; установлена дата проведения публичных слушаний 14.11.2012 года в 14.00 в здании Администрации; для подготовки и проведения публичных слушаний создана комиссия, разработаны план мероприятий и программа публичных слушаний (т. 2 л.д. 72 - 75).
В материалы дела представлен протокол публичных слушаний от 14.11.2012 (т. 2 л.д. 78,79).
По итогам публичных слушаний главе Печенкинского сельского поселения (далее - Глава поселения) поступили рекомендации (т. 2 л.д. 80).
Глава поселения адресовал председателю Совета депутатов письмо от 22.11.2012 № 516 о рассмотрении вопросов по принятию оспариваемых решений на заседании Совета депутатов (т. 2 л.д. 84).
Затем Советом депутатов вынесены решения от 23.11.2012 № 125 "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района" и от 23.11.2012 № 125А "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения" (далее - Правила землепользования и застройки), т. 1 л.д. 25 - 70.
Заявитель указывает, что настоящие решения нарушают его права и законные интересы, создают препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности. При этом отмечает, что в соответствии с оспариваемым решением Совета депутатов от 23.11.2012 № 125А "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения" земельный участок с кадастровым номером 74:07:00 00 000:0199 отнесен к природно-рекреационной зоне (подзона Р-1). В качестве вспомогательных видов разрешенного использования подзоны Р-1 определены: некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха, детские площадки для отдыха, пляжи и другие (статья 40 Правил землепользования и застройки); тогда как согласно кадастровому паспорту данного земельного участка от 31.10.2006 последний имеет разрешенное использование - для устройства пляжа и места ночевки рыболовов-любителей (т. 2 л.д. 37). Таким образом, по мнению заявителя, оспариваемые правовые акты не позволяют ему реализовать объем прав, на который рассчитывал ИП Захаров С.В. при заключении вышеуказанного договора аренды земельного участка. Как арендатор данного земельного участка, а также собственник ряда объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Печенкинского сельского поселения, заявитель ограничен в праве на участие в публичных слушаниях по вопросу утверждения генерального плана поселения, правил землепользования и застройки, высказать свои рекомендации, возражения, которые в совокупности с мнением других правообладателей земельных участков на территории Печенкинского сельского поселения могли повлиять на формирование генерального плана и правил землепользования и застройки, а равно на правовой режим использования земельного участка с кадастровым номером 74:07:00 00 000:0199.
Не согласившись с данными решениями Совета депутатов, полагая, что последние не соответствуют Конституции Российской Федерации, ГрК РФ, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ, Уставу Печенкинского сельского поселения, нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, последний обратился в арбитражный суд.
Оспариваемые решения содержат правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, изданы в установленном статьями 8, 24, 32 ГрК РФ, статьями 14, 35, 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ порядке управомоченным органом местного самоуправления, поэтому являются нормативными муниципальными правовыми актами.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Рассмотрение настоящего спора относится к ведению арбитражного суда.
В силу части 15 статьи 24 ГрК РФ правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения генерального плана, вправе оспорить генеральный план в судебном порядке.
На основании части 4 статьи 32 РФ физические и юридические лица вправе оспорить решение об утверждении правил землепользования и застройки в судебном порядке.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
При рассмотрении настоящего спора суд отмечает, что орган местного самоуправления, издавший оспариваемые решения, не обладает правами юридического лица. Так, согласно письму Межрайонной ИФНС России № 10 по Челябинской области от 12.09.2013 "О предоставлении сведений" в ЕГРЮЛ отсутствуют сведения о юридическом лице - Совете депутатов Печенкинского сельского поселения (т. 1 л.д. 16). В судебном заседании лицами, участвующими в деле, указанные обстоятельства подтверждены.
Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ допускает отсутствие у представительного органа сельского поселения статуса юридического лица (часть 9 статьи 35).
Критерий субъектного состава участников дела, хотя и является одним из двух основных (субъектный состав и экономический характер спора), не носит неизменного состава, поскольку экономическую деятельность осуществляют не только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Поэтому в случаях, установленных законом (в частности, частью 2 статьи 27 АПК РФ), споры организаций, не обладающих статусом юридического лица или граждан, не являющихся предпринимателями, подведомственны арбитражным судам.
Так, в силу части 2 статьи 27 АПК РФ арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.
В соответствии с частью 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 194 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Таким образом, для признания оспариваемых актов не действующими полностью или в части необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия указанных актов нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере экономической деятельности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии с частью 1 статьи 24 ГрК РФ генеральный план поселения утверждается представительным органом местного самоуправления поселения.
Решение о подготовке проекта генерального плана принимается главой местной администрации поселения (часть 2 статьи 24 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 24 ГрК РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статьи 9 настоящего Кодекса и с учетом региональных и (или) местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
Проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации. Заинтересованные лица вправе представить свои предложения по проекту генерального плана (части 8 и 10 ГрК РФ).
На основании части 11 статьи 24 ГрК РФ проект генерального плана подлежит обязательному рассмотрению на публичных слушаниях, проводимых в соответствии со статьей 28 настоящего Кодекса.
Протоколы публичных слушаний по проекту генерального плана, заключение о результатах таких публичных слушаний являются обязательным приложением к проекту генерального плана, направляемому главой местной администрации поселения в представительный орган местного самоуправления поселения.
Представительный орган местного самоуправления поселения с учетом протоколов публичных слушаний по проекту генерального плана и заключения о результатах таких публичных слушаний принимает решение об утверждении генерального плана или об отклонении проекта генерального плана и о направлении его соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа на доработку в соответствии с указанными протоколами и заключением (части 12 и 13 ГрК РФ).
В силу частей 1, 2 и 3 статьи 28 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по проектам генеральных планов (далее - публичные слушания) с участием жителей поселений проводятся в обязательном порядке.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.
Публичные слушания проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования.
В целях доведения до населения информации о содержании проекта генерального плана уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа в обязательном порядке организуют выставки, экспозиции демонстрационных материалов проекта генерального плана, выступления представителей органов местного самоуправления, разработчиков проекта генерального плана на собраниях жителей, в печатных средствах массовой информации, по радио и телевидению.
Участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания, касающиеся проекта генерального плана, для включения их в протокол публичных слушаний.
Заключение о результатах публичных слушаний подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", части 5 - 7 ГрК РФ.
В силу частей 8 и 9 ГрК РФ срок проведения публичных слушаний с момента оповещения жителей муниципального образования о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Глава местной администрации с учетом заключения о результатах публичных слушаний принимает решение:
1) о согласии с проектом генерального плана и направлении его в представительный орган муниципального образования;
2) об отклонении проекта генерального плана и о направлении его на доработку.
В силу статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Подготовка проекта и внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, согласно которым, осуществляется:
подготовка проекта правил землепользования и застройки;
утверждение, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки;
проверка проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации;
проводятся публичные слушания в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
На основании части 3 статьи 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещаются на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения), официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
На основании части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).
Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
В судебном заседании заявитель и его представитель пояснили, что нормативные правовые акты Совета депутатов Печенкинского сельского поселения публикуются в общественно-политической газете Еткульского района "Искра", в подтверждение чего представил копии выпусков указанного средства массовой информации (т. 2 л.д. 1 - 21).
В ответ на данное пояснение представители заинтересованных лиц указали, что оспариваемые решения не публиковались в указанной газете в связи с тем, что продолжительное время Печенкинское сельское поселение испытывает финансовые трудности.
В качестве доказательств соблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка принятия оспариваемых решений и их обнародования (опубликования) заинтересованными лицами в материалы настоящего дела представлены: постановления Администрации, протоколы, рекомендации, выписки из Устава Печенкинского сельского поселения, выпуски "Информационного вестника Печенкинского сельского поселения", решения Совета депутатов, обращение Администрации к председателю Совета депутатов (т. 2 л.д. 72 - 91, 105 - 169; т. 3 л.д. 1 - 3; 9 - 66).
Вместе с тем, к указанным доказательствам суд относится критически по следующим мотивам.
Согласно пункту 4 статьи 8 Устава Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района (далее - Устав) в систему муниципальных правовых актов входят нормативные и иные правовые акты Совета депутатов поселения.
Пунктом 7 статьи 8 и пунктом 3 статьи 25 Устава установлено, что правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления Печенкинского сельского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в средствах массовой информации или обнародования в порядке, установленном Советом депутатов Печенкинского сельского поселения.
Решением Совета депутатов от 30.05.2012 № 99 (т. 2 л.д. 82 - 83) для опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, иной официальной информации на территории Печенкинского сельского поселения учреждено печатное средство массовой информации "Информационный вестник Печенкинского сельского поселения" (пункт 1 решения).
"Информационный вестник Печенкинского сельского поселения" решено размещать на информационных стендах в здании администрации сельского поселения, библиотеках и клубах населенных пунктов (пункт 2 решения).
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации" под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
По мнению суда, "Информационный вестник Печенкинского сельского поселения" не отвечает признакам средства массовой информации (отсутствует периодичность, тираж составляет всего 10 экземпляров).
Статьей 14 Устава предусмотрено, что вопросы, связанные с проектом правил землепользования и застройки, проектом планировки территорий и проектом межевания территорий выносятся на публичные слушания (подпункт 3 пункта 3 статьи 14 Устава).
Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов Печенкинского поселения или главы Печенкинского поселения (пункт 2 статьи 14 Устава).
Жители Печенкинского поселения должны быть заблаговременно не менее чем за 10 дней оповещены о времени и месте проведения публичных слушаний, ознакомлены с проектом муниципального правового акта (пункт 5 статьи 14 Устава).
Доказывая факт соблюдения законодательства Российской Федерации при проведении публичных слушаний по проектам "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения" и "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения", заинтересованными лицами в материалы настоящего дела в качестве средства массовой информации, в котором, по их мнению, опубликованы оспариваемые решения, представлен "Информационный вестник Печенкинского сельского поселения" от 30.10.2012 № 29 (т. 2 л.д. 105).
"Информационный вестник Печенкинского сельского поселения" от 30.10.2012 № 29 содержит сведения о том, что 14.11.2012 в 14.00 состоятся публичные слушания по вопросам:
1. Внесения изменений и дополнений в Устав Печенкинского сельского поселения.
2. Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения.
3. Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения.
Однако, согласно представленному в материалы настоящего дела постановлению Администрации от 02.11.2012 № 114а (т. 2 л.д. 72) само инициирование публичных слушаний по указанным проектам решений Совета депутатов произведено только 02.11.2012.
Таким образом, информация, содержащаяся в "Информационном вестнике Печенкинского сельского поселения" от 30.10.2012 № 29, на тот момент не могла быть известна, так как она появилась только 02.11.2012 в после подписания Главой поселения соответствующего постановления Администрации № 114а.
Оспариваемые в рамках настоящего дела решения Совета депутатов от 23.11.2012 № 125 "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района" и от 23.11.2012 № 125А "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения" опубликованы в "Информационном вестнике Печенкинского сельского поселения" от 23.11.2012 № 32, которое, по мнению суда, не отвечает требованиям статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (т. 2 л.д. 89).
Рассматривая настоящий спор, суд учитывает, что в соответствии с пунктом 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.
Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.
Однако, в рассматриваемом случае (в условиях отсутствия доказательств, безусловно свидетельствующих о публикации, обнародовании в "Информационном вестнике Печенкинского сельского поселения" оспариваемых решений в полном объеме, а также при тираже указанного печатного издания только в количестве 10 экземпляров) суд убежден, что населению публичного образования - Печенкинского сельского поселения, и иным лицам, чьи права и свободы затрагивают оспариваемые решения, не была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием указанных решений.
Материалы настоящего дела не содержат доказательств, безусловно свидетельствующих о том, что в "Информационном вестнике Печенкинского сельского поселения" содержались полные тексты оспариваемых решений. При этом суд обращает внимание, что правила землепользования и застройки имеют отметку "ДСП". Данная аббревиатура расшифровывается как "для служебного пользования" (т. 1 л.д. 28; т. 2 л.д. 112; т. 3 л.д. 11).
Ссылка заинтересованных лиц на то, что тексты оспариваемых решений размещались на информационных стендах поселения, судом отклонена, не нашла документального подтверждения в материалах дела.
Более того, согласно пункту 6 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" арбитражным судам надлежит руководствоваться следующим.
Акты, не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
При таких обстоятельствах заявление ИП Захарова С.В. следует удовлетворить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
При этом, учитывая факт отсутствия статуса юридического лица у Совета депутатов (указанное обстоятельство не должно лишить заявителя права на возмещение понесенных им судебных расходов в виде уплаты государственной пошлины) и принимая во внимание то, что представительный и исполнительно-распорядительный органы муниципального образования составляют единую систему органов местного самоуправления во главе с высшим должностным лицом муниципального образования, суд считает разумным справедливым и необходимым отнести судебные расходы по уплате государственной пошлины на Администрацию как на исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Печенкинского сельского поселения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

решил:

заявление индивидуального предпринимателя Захарова Сергея Валерьевича удовлетворить.
Признать недействующими решения Совета депутатов Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района":
от 23.11.2012 № 125 "Об утверждении генерального плана Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района";
от 23.11.2012 № 125А "Об утверждении правил землепользования и застройки Печенкинского сельского поселения" как не имеющие юридической силы с момента их принятия.
Взыскать с администрации Печенкинского сельского поселения Еткульского муниципального района в пользу индивидуального предпринимателя Захарова Сергея Валерьевича 400 руб. - судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины по чеку-ордеру от 19.09.2013 при обращении в арбитражный суд.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Председательствующий судья
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ

Судьи
Д.А.БАСТЕН
И.В.КОСТЫЛЕВ


------------------------------------------------------------------