Решение Советского районного суда города Челябинска от 13.12.2013 по делу N 2-5564/13 <Об отказе в удовлетворении требований о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ">
СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2013 г. по делу № 2-5564/13
13 декабря 2013 года Советский районный суд г. Челябинска в составе председательствующего судьи Бастен И.С.,
при секретаре Г.С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Г.А.Г. о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года № 37/13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и об обязании внести изменения в Правила землепользования и застройки Муниципального образования Челябинский городской округ, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ суд,
установил:
Г.А.Г. обратился с заявлением о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года № 37/13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к территориальной зоне А.1.1. и об обязании Челябинской городской Думы внести изменения в Правила землепользования и застройки Муниципального образования Челябинский городской округ путем установления в карте градостроительного зонирования территориальной зоны Г в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и N.
В судебное заседание заявитель не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д.). Сведений об уважительности причины неявки и заявлений о рассмотрении дела в его отсутствие суду не представил.
Представитель заявителя М.Д.В., действующий на основании доверенностей (л.д. 19, 22) поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно пояснил, что отнесение принадлежащих заявителю земельных участков к зоне А.1.1 (зона зеленых насаждений) нарушает права заявителя на использование данного земельного участка
Представитель Челябинской Городской Думы, Г.Ю.Ю. действующий на основании доверенности (л.д.) требования заявителя не признал. Полагал решение Челябинской городской Думы принятым в установленном законом порядке, законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся заявителей.
Суд, выслушав представителя заявителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, полагает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, указанными в ст. 12 ГК РФ, одним из которых является признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушают их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта, противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 ГПК, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами № площадью 6168 в Ленинском районе г. Челябинска (л.д. 13) и № площадью кв. м в Ленинском районе г. Челябинска (л.д.) принадлежат Г.А.Г. на праве собственности.
9 октября 2012 г. Челябинской городской Думой принято решение № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы". 12 октября 2012 указанное решение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" № 81.
Оспариваемый заявителем правовой акт имеет целевую направленность и касается вопросов разработки правил землепользования и застройки или внесения изменений в указанные правила, и следовательно, предметом его регулирования являются отношения, регламентированные Градостроительным кодексом Российской Федерации, которым установлены параметры правомерного осуществления градостроительной деятельности.
Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений (пункт 1). Территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (пункт 2). Устойчивое развитие территорий - обеспечение при осуществлении градостроительной деятельности безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечение охраны и рационального использования природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (пункт 3). Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8). Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 9).
Включение федеральным законодателем законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в систему правовых регуляторов в области градостроительной деятельности (ч. ч. 1, 2 ст. 3) и наделение субъектов Российской Федерации полномочиями по подготовке и утверждению документов территориального планирования субъектов Российской Федерации, утверждению документации по планировке территории для размещения объектов регионального значения в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом, а также утверждению региональных нормативов градостроительного проектирования (ст. 7) не предполагает произвольного осуществления органами государственной власти субъекта Российской Федерации нормотворческих полномочий. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут, противоречить данному Кодексу (ч. 3 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
При этом федеральным законодателем установлены обязательные к исполнению всеми субъектами градостроительных отношений требования, предъявляемые к градостроительной деятельности, в том числе к: документам территориального планирования (ст. ст. 9 - 29), градостроительному зонированию (ст. ст. 30 - 40), планировке территории (ст. ст. 41, 46), архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства (ст. ст. 47 - 55), а также ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности.
В силу статьи 8 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ) и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
По смыслу ч. 1 ст. 30 Градостроительного кодекса, правила землепользования и застройки призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников. Следовательно, задача органов местного самоуправления при разработке правил землепользования и застройки состоит не только в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков, в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов и в установлении между ними разумного и справедливого баланса. Поэтому довод представителя заявителя о том, что внесение изменений в Правила создает препятствия для дальнейшего использования собственниками земельного участка и является произвольным ограничением прав на землю, способом, не предусмотренным Земельным кодексом РФ, не может быть признан состоятельным.
Подготовка проекта и внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, согласно которым, осуществляется:
подготовка проекта правил землепользования и застройки,
утверждение, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки,
проверка проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации проводятся публичные слушания в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
В силу части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.
В соответствии со статьей 19 Устава города Челябинска для реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных общественно значимых вопросов в городе Челябинске могут проводиться публичные (общественные) слушания.
В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, проекту внесения изменения в них назначаются главой города. В соответствии с пунктом 28 указанного Положения оргкомитет (комиссия) заблаговременно извещает население города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях. Главой города Челябинска издано распоряжение от 25.06.2009 № 2371 "О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске", которым главному управлению архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска поручено обеспечить разработку проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, после согласования проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске обеспечить проведение публичных слушаний по его рассмотрению, представить главе города проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний в целях дальнейшего их направления в Челябинскую городскую Думу.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьями 31 - 33 ГрК РФ, постановлением администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 254-п утверждено Положение о Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.
В соответствии с Положением о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске (далее - Комиссия):
является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях подготовки проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске и проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске;
обеспечивает подготовку проектов решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске для наиболее эффективного использования территории города Челябинска и в целях приведения Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;
готовит заключение по поступившим предложениям о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, в котором содержатся рекомендации о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе администрации города.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 31, 32, 33, 39, 40, 46 ГрК РФ, решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске" администрацией города Челябинска, распоряжением от 04.02.2011 № 595 утвержден состав оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний. На основании пункта 2 решения Челябинской городской Думы от 26 октября 2010 г. № 18/12 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" газета "Вечерний Челябинск" является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы, нормативных правовых актов главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы) и муниципальных правовых актов администрации города Челябинска.
Постановление главы города Челябинска от 16.04.2012 № 24-пг "О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки" опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" 20.04.2012.
В указанной публикации содержится информация для жителей города Челябинска, о том, что с графическими материалами к публичным слушаниям по проекту Правил землепользования и застройки города Челябинска можно ознакомиться в Доме архитектора (г. Челябинск, проспект Ленина, 41 а) с 27.04.2012, а также на официальном сайте администрации города Челябинска www.cheladmin.ru.
26.04.2012 состоялось заседание оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний, на котором в числе прочих, рассмотрен вопрос о Проекте правил землепользования и застройки города Челябинска и принято решение организовать экспозицию в Доме архитектора по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, 41, и провести публичные слушания по рассмотрению проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Челябинска 5 июля 2012 года в 14-00 часов в Доме архитектора.
Протокол заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний № 15 от 26.04.2012 опубликован в газете "Вечерний Челябинск" 04.05.2012. В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 33 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, для регистрации в качестве участника публичных слушаний лицо, имеющее право на участие, подает в оргкомитет (комиссию) в письменной форме предложения по вопросу публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 39 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 участники слушаний, эксперты вправе:
1) в письменном виде представить в оргкомитет свои рекомендации, предложения, возражения по вопросу публичных слушаний;
2) снять свои рекомендации и (или) присоединиться к предложениям, выдвинутым другими участниками публичных слушаний;
3) участвовать в обсуждении вопроса публичных слушаний, задавать вопросы докладчикам в соответствии с регламентом проведения публичных слушаний;
4) знакомиться с документами публичных слушаний (проектом муниципального правового акта, являющегося вопросом публичных слушаний).
Решения участников слушаний, экспертов об изменении их позиции по рассматриваемому вопросу отражаются в протоколе. С момента публикации постановления главы города Челябинска от 16 апреля 2012 года № 24-пг "О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки" никаких предложений касающихся проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске заявитель в Комиссию не направлял.
Рассмотрение Комиссией предложений физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске поступивших на рассмотрение комиссии в ходе публичных слушаний, состоялось 28.06.2012, а также 13.07.2012.
Протоколы заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 28.06.2012 № 10 и от 13.07.2012 № 11 опубликованы в газете "Вечерний Челябинск" 07.09.2012.
Публичные слушания о проекте Правил землепользования и застройки в городе Челябинске проведены 05.07.2012, о чем свидетельствует протокол проведения публичных слушаний № 25/1. На обсуждение на публичных слушаниях представлены: Карта правового зонирования территории города Челябинска - существующее положение; Карта Градостроительного зонирования территории города Челябинска с предложениями по внесению изменений, опубликованная на официальном сайте администрации города Челябинска; Карта Градостроительного зонирования территории города Челябинска с учетом предложений поступивших в Комиссию после опубликования на официальном сайте администрации города Челябинска.
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 31 ГрК после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии с пунктами 42, 43 Положения по итогам проведения публичных слушаний принимается итоговый документ. Итоговый документ принимается путем прямого открытого голосования и подписывается председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
Обязательным приложением к итоговому документу является протокол публичных слушаний, подписанных председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний. В соответствии с пунктом 48 Положения Оргкомитет (комиссия) обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Если объем итогового документа превышает 20 тысяч знаков, допускается публикация сокращенного варианта итогового документа.
По результатам проведения публичных слушаний с учетом поступивших предложений, составлено заключение Комиссии о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 23.07.2012, которое опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" 27.07.2012. В последующем проект Правил землепользования и застройки в городе Челябинске внесен главой администрации города Челябинска для утверждения Челябинской городской Думой
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Согласно части 1 статьи 24 Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума является представительным органом муниципального образования, к компетенции которого относится принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, перечень которых определен статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 26 Устава города Челябинска.
09.10.2012 Челябинской городской Думой принято решение № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы".
Таким образом, решение № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" было принято в пределах полномочий Челябинской городской Думы в соответствии с требованиями действующих правовых норм.
Согласно ч. 1 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
В силу ч. 8 указанной статьи земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Исходя из вышеизложенного, заявитель вправе использовать свой земельный участок в соответствии с видом разрешенного использования: производственно-складские объекты для дальнейшей эксплуатации объектов недвижимости, несмотря на то, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки указанный участок находится в зоне А.1.1 (зона зеленых насаждений). При этом говорить о нарушении права заявителя на использование планируемых, но не существующих на сегодняшний день объектов недвижимости не представляется возможным.
В связи с изложенным, о нарушении прав заявителя оспариваемыми Правилами землепользования и застройки говорить не приходится.
Поскольку суд приходит к выводу о том, что правила градостроительного зонирования, утвержденные решением Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года № 37/13 приняты в пределах полномочий Челябинской городской Думы в соответствии с требованиями действующих правовых норм, никак не нарушают прав заявителей, то оснований для признания недействующим указанного решения в части отнесения земельных участков с кадастровыми номерами № и № к территориальной зоне А.1.1 суд не усматривает.
Поскольку судом не усматривается оснований для признания решения Челябинской городской Думы недействующим, отсутствуют основания и для обязания Челябинской городской Думы внести изменения в Правила землепользования и застройки Муниципального образования Челябинский городской округ путем установления в карте градостроительного зонирования территориальной зоны Г в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и N.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 251 - 253 ГПК РФ суд,
решил:
в удовлетворении требований Г.А.Г. о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 9 октября 2012 года № 37/13 "Об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы в части отнесения земельных участков с кадастровым номером № и № к территориальной зоне А.1.1. и обязании Челябинской городской Думы внести изменения в Правила землепользования и застройки Муниципального образования Челябинский городской округ путем установления в карте градостроительного зонирования территориальной зоны Г в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № и N, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через суд, принявший решение.
Председательствующий
И.С.БАСТЕН
------------------------------------------------------------------