Решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2013 по делу N А76-13947/2013 <О признании недействующим постановления Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области от 20.05.2013 N 107 "О внесении изменений в постановление Администрации Бакальского городского поселения от 01.03.2013 N 41 "Об утверждении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района на период с 01.03.2013 по 28.02.2014">
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу № А76-13947/2013
Арбитражный суд Челябинской области под председательством судьи Бастена Д.А., судей Костылева И.В., Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Игошевой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шихан" к Муниципальному образованию "Бакальское городское поселение" в лице Администрации Бакальского городского поселения Саткинского городского поселения Челябинской области, при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора Колбасова Андрея Семеновича, Яковлева Алексея Сергеевича, Синкевич Венеры Имамовны, Синкевич Бориса Александровича, Лобко Галины Алексеевны, Егоровой Ольги Владимировны, Мичурина Владимира Семеновича, Мичуриной Марзии Имамовны, Бетиной Татьяны Николаевны, Воронцовой Зои Петровны, Мороз Ирины Владимировны, Трофимова Александра Евгеньевича, Пермяковой Лидии Алексеевны, Метелева Антона Николаевича, Селезневой Елены Львовны, о признании недействующим постановления от 20.05.2013 № 107, при участии в заседании от заявителя: Боковой Е.Ф. представителя по доверенности от 13.01.2013 № 5; от ответчика: Чертищева В.А. представителя по доверенности от 01.01.2013; от третьего лица Мичуриной Марзии Имамовны: Карандашевой Г.И. представителя по доверенности от 13.09.2013.
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шихан" (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Муниципальному образованию "Бакальское городское поселение" в лице Администрации Бакальского городского поселения Саткинского городского поселения Челябинской области (далее по тексту ответчик, Администрация) о признании недействующим постановления от 20.05.2013 № 107 "О внесении изменений в постановление Администрации Бакальского городского поселения от 01.03.2013 № 41 "Об утверждении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района на период с 01.03.2013 по 28.02.2014" (л.д. 4 - 6).
Определением суда от 04.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Колбасов Андрей Семенович, Яковлев Алексей Сергеевича, Синкевич Венера Имамовна, Синкевич Борис Александрович, Лобко Галина Алексеевна, Егорова Ольга Владимировна, Мичурин Владимир Семенович, Мичурина Марзия Имамовна, Бетина Татьяна Николаевна, Воронцова Зоя Петровна, Мороз Ирина Владимировна, Трофимов Александр Евгеньевич, Пермякова Лидия Алексеевна, Метелев Антон Николаевич, Селезнева Елена Львовна (л.д. 108 - 110).
Представитель заявителей в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению. В материалы дела представлен отзыв (л.д. 62 - 64).
Представитель третьего лица высказал мнение об отсутствии оснований для удовлетворения требований.
Представители третьих лиц Колбасова Андрея Семеновича, Яковлева Алексея Сергеевича, Синкевич Венеры Имамовны, Синкевич Бориса Александровича, Лобко Галины Алексеевны, Егоровой Ольги Владимировны, Мичурина Владимира Семеновича, Бетиной Татьяны Николаевны, Воронцовой Зои Петровны, Мороз Ирины Владимировны, Трофимова Александра Евгеньевича, Пермяковой Лидии Алексеевны, Метелева Антона Николаевича, Селезневой Елены Львовны в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены с соблюдением требований ст. ст. 121 - 123 АПК РФ, а потому в силу ст. 156 АПК РФ дело рассмотрено судом в отсутствие данных лиц (л.д. 84 - 85, 56, 113 - 128).
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей заявителей, ответчика, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Материалами дела установлено, что заявитель на основании договоров от 26.01.2006 и от 23.04.2007 является управляющей организацией в отношении жилых многоквартирных домов, находящихся по адресам Челябинская область, г. Бакал, ул. Ленина, 5 и 7 (л.д. 25 - 37).
Администрацией 01.03.2013 принято постановление № 41 "Об утверждении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района на период с 01.03.2013 по 28.02.2014", которым в том числе утверждены: размер платы за содержание и текущий ремонт многоквартирных домов по ул. Ленина, 5 и 7, находящихся в управлении заявителя на период с 01.03.2013 по 28.02.2014 (пункты 1, 2 приложения № 1 к постановлению), размер платы за содержание и текущий ремонт для собственников многоквартирных домов по ул. Ленина, 5 и 7 находящихся в управлении заявителя на период с 01.03.2013 по 28.02.2014, которые не приняли решение по установлению размера платы (пункты 3, 4 приложения № 2 к постановлению), размер платы за содержание и текущий ремонт нежилых помещений в многоквартирных домах по ул. Ленина, 5 и 7 находящихся в управлении заявителя на период с 01.03.2013 по 28.02.2014 (пункты 1, 2 приложения № 3 к постановлению) (л.д. 68 - 71).
Данное постановление опубликовано в газете Горняк Бакала от 06.04.2013 (л.д. 134).
Саткинской городской прокуратурой 08.05.2013 Администрации заявлен протест на указанное постановление, которым прокурор требовал отменить пункты 1, 2 приложений 1, 3, пункты 3, 4 приложения 2 постановления от 01.03.2013 № 41 (л.д. 65 - 67).
Администрацией, во исполнение указанного протеста 20.05.2013 принято постановление № 107 которым отменены пункты 1, 2 приложений 1, 3, пункты 3, 4 приложения 2 постановления от 01.03.2013 № 41 (л.д. 72 - 73).
Как пояснил представитель Администрации, данное постановление не опубликовано в установленном законом порядке. Доказательств обратного материалы дела не содержат.
Заявитель полагая, что оспариваемое постановление нарушает права общества и противоречит действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 192 АПК Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, к компетенции арбитражных судов отнесено рассмотрение заявлений о признании недействующими правовых актов, принятых органами местного самоуправления, в том числе нормативных правовых актов, если такое заявление подано лицами, которые полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из содержания ч. 4, 5 ст. 194 АПК РФ следует, что при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовом акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Во исполнение требований ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее также - Правила).
Согласно п. 28 Правил, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения: а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме - в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений; б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 7 ст. 156 Жилищного кодекса размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В соответствии с ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса Российской Федерации если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований).
Рассмотрев постановления Администрации от 01.03.2013 № 41, от 20.05.2013 № 107 суд приходит к выводу о том, что данные постановления являются нормативными правовыми актами.
В соответствии с ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Указанные постановления приняты Администрацией в рамках действующего законодательства, в пределах своей компетенции и во исполнение своих полномочий.
Из ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации следует, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Необходимость опубликования нормативного правового акта следует и из положений п. 2 ч. 1 ст. 193 АПК Российской Федерации, а также из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Пунктом 6.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении Арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" разъяснено, что акты, не прошедшие государственную регистрацию (если такая регистрация является обязательной) и (или) не опубликованные в предусмотренном порядке, не влекут правовых последствий как не имеющие юридической силы и не могут регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке. Установив такие нарушения, арбитражный суд принимает решение о признании оспариваемого акта не действующим полностью (в том числе и при оспаривании в арбитражный суд его отдельных положений) как не имеющего юридической силы с момента его принятия, вывод о чем должен содержаться в резолютивной части судебного акта.
В соответствии с ч. 7 ст. 10 Устава Муниципального образования "Бакальское городское поселение" Саткинского муниципального района Челябинской области правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления Бакальского городского поселения, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Официальным опубликованием (обнародованием) правового акта органов и должностных лиц местного самоуправления считается первая публикация его полного текста в официальном издании органов местного самоуправления Бакальского городского поселения - газете "Горняк Бакала".
При рассмотрении настоящего дела судом установлено и представителем ответчика не оспорено, что оспариваемый нормативный правовой акт постановление Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области от 20.05.2013 № 107 "О внесении изменений в постановление Администрации Бакальского городского поселения от 01.03.2013 № 41 "Об утверждении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района на период с 01.03.2013 по 28.02.2014" не опубликован в установленном законом порядке, а потому не влечет правовых последствий как не имеющий юридической силы и не может регулировать соответствующие правоотношения независимо от выявления указанных нарушений в судебном порядке.
Факт неопубликования оспариваемого постановления также подтвержден представителем заявителя.
При этом, определением суда 04.09.2013 суд предлагал Администрации представить доказательства публикации оспариваемого постановления. Однако доказательств публикации Администрацией не представлено.
Руководствуясь указанными положениями действующего законодательства, учитывая разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление подлежит признанию недействующим полностью как не имеющее юридической силы с момента его принятия, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 руб. (л.д. 8), подлежат взысканию с администрации в пользу общества на основании ст. 110 АПК Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 176, 181, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Шихан" требования удовлетворить.
Признать постановление Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области от 20.05.2013 № 107 "О внесении изменений в постановление Администрации Бакальского городского поселения от 01.03.2013 № 41 "Об утверждении платы за содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района на период с 01.03.2013 по 28.02.2014" недействующим полностью, как не имеющее юридической силы с момента его принятия.
Взыскать с Администрации Бакальского городского поселения Саткинского муниципального района Челябинской области, основной государственный регистрационный номер 1027401063898 в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шихан", основной государственный регистрационный номер 1057408011320 судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченные при обращении в суд платежным поручением от 16.07.2013 № 358.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления решения по делу в законную силу через Арбитражный суд Челябинской области.
Председательствующий
Д.А.БАСТЕН
Судьи:
И.В.МРЕЗ
И.В.КОСТЫЛЕВ
------------------------------------------------------------------