Решение Арбитражного суда Челябинской области от 26.09.2013 по делу N А76-20868/2012 <О признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 N 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Университетская Набережная>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 сентября 2013 г. по делу № А76-20868/2012
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 26 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Наконечной О.Г., судей: Бастена Д.А., Мрез И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Изюмовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест", г. Челябинск (ОГРН 1077447003292);
к Челябинской городской Думе, г. Челябинск (ОГРН 1027402928068) при участии в деле:
прокурора Челябинской области,
в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: администрации города Челябинска, г. Челябинск; главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска, г. Челябинск; общества с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис", г. Челябинск; закрытого акционерного общества "Доринда", г. Санкт-Петербург
о признании недействующим решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 в части
при участии в заседании:
заявителя: Шейхова М.Г. - представителя по доверенности от 10.08.2010 № 01/08-2012, паспорт;
заинтересованного лица: Андреевой Т.Р. - представителя по доверенности от 10.11.2011 № ГД1-12-1127, паспорт;
прокурора Челябинской области: Кашаповой Р.М. - представителя, удостоверение № 0701185;
третьего лица - администрации города Челябинска: Кутепова А.С. - представителя по доверенности от 12.03.2012 № 05-220, паспорт;
третьего лица - главного управления архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска: Павлова К.А. - представителя по доверенности от 05.07.2012, удостоверение;
третьего лица - закрытого акционерного общества "Доринда": Килина А.В. - представителя по доверенности от 01.01.2013 № 17/01-01-13/Д/519, паспорт;
третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис": не явился, извещен,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" (далее - ООО "Джемир-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим решения Челябинской городской Думы (далее - заинтересованное лицо) от 09.10.2012 № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: ул. Университетская Набережная, в Калининском районе г. Челябинска, арендуемого ООО "Джемир-Инвест" по договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 для строительства торгово-офисного комплекса (с учетом уточнения заявленного требования от 20.12.2012, которое с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ принято арбитражным судом, т. 2 л.д. 137 - 138).
В обоснование требования указано, что ООО "Джемир-Инвест" в соответствии с договором аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 и с договором цессии от 07.04.2011 № 19 (т. 1 л.д. 31 - 69) является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: ул. Университетская Набережная в Калининском районе г. Челябинска, и предоставленного в аренду для целей размещения торгово-офисного комплекса.
Решением Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" утверждены Правила землепользования и застройки города Челябинска (далее - Правила, т. 2 л.д. 2 - 119; т. 3).
Согласно указанным Правилам земельный участок с кадастровым номером 74:36:0616002:20 отнесен к нескольким территориальным зонам, что нарушает положения пункта 4 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подпунктов 1, 4 пункта 1 и подпункта 3 пункта 2 статьи 34 ГрК РФ. Публичные слушания по проекту Правил проведены с нарушением действующего порядка.
Как видно из листа 49 Карты городского зонирования г. Челябинска, являющейся частью 2 Правил, часть арендуемого земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 отнесена к зоне "06 07 20 А.1.4. парки, в том числе: специального назначения, скверы, бульвары, набережные", а часть отнесена к зоне "06 07 04 Б.1 - общественно-деловая территориальная зона многофункционального назначения".
Таким образом, частично оспариваемое решение приводит к невозможности дальнейшего использования земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 в соответствии с условиями договора аренды и разрешенным видом использования и влечет невозможность строительства торгово-офисного комплекса и последующей прибыли от его эксплуатации.
Челябинская городская Дума в отзыве от 28.02.2013 № Ю-156 (т. 7 л.д. 28 - 29) указала, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Челябинской городской Думой в пределах полномочий, определенных статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 26 Устава города Челябинска.
Заявитель не представил доказательств того, каким образом оспариваемый нормативный правовой акт нарушил его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Кроме того, договор краткосрочной аренды земельного участка УЗ № 008640-К-2008 заключен 23.05.2008 в целях строительства торгово-офисного комплекса, однако, до настоящего времени заявитель к строительству не приступил, поэтому в удовлетворении требований заявителя необходимо отказать.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определениями суда от 13.11.2012, от 04.02.2013 и от 19.09.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: администрация города Челябинска, главное управление архитектуры и градостроительства администрации Челябинской области, общество с ограниченной ответственностью "ГСК-Сервис" (далее - ООО "ГСК-Сервис) и закрытое акционерное общество "Доринда" (далее - ЗАО "Доринда".
Главное управление архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска представило отзыв на заявление б/н б/д, в котором указало, что частично оспариваемый нормативный правовой акт принят с соблюдением действующего законодательства. Заявитель не указал, в чем конкретно выражается нарушение его прав в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности в связи с принятием частично оспариваемого решения Челябинской городской Думы. Поэтому в удовлетворении заявления следует отказать (т. 3 л.д. 1 - 8).
Администрация города Челябинска, ООО "ГСК-Сервис", ЗАО "Доринда" письменные мнения по спору не представили.
На основании статьи 52 АПК РФ судом удовлетворено заявление прокурора Челябинской области от 01.02.2013 № 38-124у-2013 о вступлении в дело с процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле, в целях обеспечения законности (т. 4 л.д. 1 - 2).
Прокурор Челябинской области представил отзыв от 06.03.2013 № 38-124у-2013 (т. 7 л.д. 31 - 37), в котором указал, что частично оспариваемое решение принято в пределах представленных Челябинской городской Думе полномочий. Вместе с тем, при принятии последнего в части отнесения земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 к нескольким территориальным зонам и установления границ территориальных зон без учета существующего землепользования, границ земельного участка нарушены положения пункта 4 статьи 30 ГрК РФ, подпунктов 1, 4 части 4 и подпункта 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ. Поэтому просит суд удовлетворить требование ООО "Джемир-Инвест" в полном объеме.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в деле, поддержали позиции, изложенные ими в заявлении с учетом принятого судом уточнения от 20.12.2012 и в отзывах на заявление соответственно. Представитель администрация города Челябинска согласился с правовой позицией Челябинской городской Думы, представитель ЗАО "Доринда" поддержал заявление ООО "Джемир-Инвест".
ООО "ГСК - Сервис" явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте рассмотрения заявления извещено надлежащим образом посредством направления в его адрес копии определения от 06.08.2013 заказным письмом с уведомлением (т. 8, л.д. 19), а также размещения соответствующей информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда (т. 8, л.д. 2058, 59).
В соответствии со статьей 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя ООО "ГСК-Сервис".
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
24.04.2008 распоряжением первого заместителя Главы города Челябинска № 1250-д ООО "ГСК-Сервис" для строительства торгово-офисного комплекса предоставлен в аренду на два года земельный участок площадью 3,0369 га, из земель населенных пунктов (т. 1 л.д. 66).
В соответствии с краткосрочным договором аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 комитетом по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска ООО ГСК-Сервис" предоставлен земельный участок площадью 30369 кв. м из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона), расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, под размещение торгово-офисного комплекса (т. 1 л.д. 33 - 43).
Срок данного договора определен до 04.04.2010.
Дополнительным соглашением от 01.04.2010 № 1 срок действия договора аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 продлен до 24.04.2013 (т. 1 л.д. 44 - 49).
Дополнительным соглашением от 30.03.2011 № 2 к краткосрочному договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 арендодатель (комитет по управлению имуществом и земельным отношениями города Челябинска) передал арендатору (ООО "ГСК-Сервис") земельный участок из земель населенных пунктов (общественно-деловая зона) площадью 24820 кв. м, расположенный по адресу: г. Челябинск, 7 Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, для целевого использования - под размещение торгово-офисного комплекса (т. 1 л.д. 50 - 60).
На основании акта приема-передачи в аренду земельного участка, в соответствии с распоряжением первого заместителя Главы города Челябинска от 12.02.2010 № 1039-д "О внесении изменений в распоряжение первого заместителя Главы города Челябинска от 24.04.2008 № 1250-д" и кадастровым паспортом от 22.02.2011 № 7436/204/11-1501 произведена передача земельного участка площадью 24820 кв. м, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, для целевого использования - под размещение торгово-офисного комплекса (т. 1 л.д. 61 - 64, 67).
В соответствии с договором цессии от 07.04.2011 № 19, подписанным между ООО "ГСК-Сервис" (цедент) и ООО "Джемир-Инвест" (цессионарий) все права и обязанности по договору аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008, дополнительным соглашениям от 01.04.2010 № 1 и от 30.03.2011 № 2 к краткосрочному договору аренды земельного участка от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 перешли к ООО "Джемир-Инвест" (т. 1 л.д. 31).
Письмом от 15.04.2011, направленным в адрес ООО "ГСК-Сервис" комитет по управлению и имуществом и земельным отношениям города Челябинска выразил согласие на передачу прав и обязанностей по договору аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008, дополнительным соглашениям от 01.04.2010 № 1 и от 30.03.2011 № 2 на земельный участок с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенный по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, ООО "Джемир-Инвест" (т. 1 л.д. 65).
25.06.2009 Главой города Челябинска издано распоряжение № 2371 "О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске", которым главному управлению архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска поручено обеспечить разработку проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске.
09.10.2012 Челябинской городской Думой принято решение № 37/1313 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы". 12.10.2012 указанное решение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" № 81.
Согласно частично оспариваемому решению Челябинской городской Думы часть арендуемого ООО "Джемир - Инвест" земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 отнесена к зоне "06 07 20 А.1.4. парки, в том числе: специального назначения, скверы, бульвары, набережные", а часть отнесена к зоне "06 07 04 Б.1 - общественно-деловая территориальная зона многофункционального назначения", что затрагивает интересы арендатора данного земельного участка - ООО "Джемир - Инвест".
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью первой статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 6 статьи 194 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В силу статьи 8 ГрК РФ и статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) вопрос установления правил землепользования и застройки территорий муниципальных образований отнесен к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности и земельных отношений.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях:
1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия;
2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований;
3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства;
4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 указанной нормы права формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Подготовка проекта и внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляются в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 ГрК РФ, согласно которым, осуществляется:
подготовка проекта правил землепользования и застройки,
утверждение, состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки,
проверка проекта правил землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования муниципальных районов, схемам территориального планирования субъектов Российской Федерации, схемам территориального планирования Российской Федерации
проводятся публичные слушания в соответствии с уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ.
В силу части 2 статьи 33 ГрК РФ основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
В соответствии с пунктом 14 статьи 31 ГрК РФ публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения или городского округа.
В соответствии со статьей 19 Устава города Челябинска для реализации права граждан на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления и публичного обсуждения проектов муниципальных правовых актов и иных общественно значимых вопросов в городе Челябинске могут проводиться публичные (общественные) слушания.
В соответствии с пунктом 15 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1, публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки, проекту внесения изменения в них назначаются главой города.
В соответствии с пунктом 28 указанного Положения оргкомитет (комиссия) заблаговременно извещает население города через средства массовой информации о проводимых публичных слушаниях.
Главой города Челябинска издано распоряжение от 25.06.2009 № 2371 "О разработке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске", которым главному управлению архитектуры и градостроительства администрации города Челябинска поручено обеспечить разработку проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в города Челябинске, после согласования проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске обеспечить проведение публичных слушаний по его рассмотрению, представить главе города проект о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, протокол публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний в целях дальнейшего их направления в Челябинскую городскую Думу.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", со статьями 31 - 33 ГрК РФ постановлением администрации города Челябинска от 24.08.2010 № 254-п утверждено Положение о Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске.
В соответствии с Положением о комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске Комиссия по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске (далее - Комиссия):
является постоянно действующим коллегиальным органом, созданным в целях подготовки проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске и проектов о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске;
обеспечивает подготовку проектов решений о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске для наиболее эффективного использования территории города Челябинска и в целях приведения Правил землепользования и застройки в городе Челябинске в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации;
готовит заключение по поступившим предложениям о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске, в котором содержатся рекомендации о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе администрации города.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 31, 32, 33, 39, 40, 46 ГрК РФ, решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 "Об утверждении Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске" администрацией города Челябинска распоряжением от 04.02.2011 № 595 утвержден состав оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний.
На основании пункта 2 решения Челябинской городской Думы от 26 октября 2010 г. № 18/12 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" газета "Вечерний Челябинск" является официальным источником опубликования муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы, нормативных правовых актов Главы города Челябинска (Председателя Челябинской городской Думы) и муниципальных правовых актов администрации города Челябинска.
Постановление Главы города Челябинска от 16.04.2012 № 24-пг "О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки" опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" 20.04.2012.
В указанной публикации содержится информация для жителей города Челябинска, о том, что с графическими материалами к публичным слушаниям по проекту Правил землепользования и застройки города Челябинска можно ознакомится в Доме архитектора (г. Челябинск, проспект Ленина, 41 а) с 27.04.2012, а также на официальном сайте администрации города Челябинска www.cheladmin.ru.
26.04.2012 состоялось заседание оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний, на котором в числе прочих, рассмотрен вопрос о Проекте правил землепользования и застройки города Челябинска и принято решение организовать экспозицию в Доме архитектора по адресу: г. Челябинск, проспект Ленина, 41, и провести публичные слушания по рассмотрению проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Челябинска 5 июля 2012 года в 14-00 часов в Доме архитектора.
Протокол заседания оргкомитета по организации и проведению публичных слушаний № 15 от 26.04.2012 опубликован в газете "Вечерний Челябинск" 04.05.2012.
В соответствии с пунктом 6 статьи 28 ГрК РФ участники публичных слушаний вправе представить в уполномоченные на проведение публичных слушаний орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа свои предложения и замечания для включения их в протокол публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 33 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, для регистрации в качестве участника публичных слушаний лицо, имеющее право на участие, подает в оргкомитет (комиссию) в письменной форме предложения по вопросу публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 39 Положения о публичных (общественных) слушаниях в городе Челябинске, утвержденного решением Челябинской городской Думы от 11.04.2006 № 12/1 участники слушаний, эксперты вправе:
1) в письменном виде представить в оргкомитет свои рекомендации, предложения, возражения по вопросу публичных слушаний;
2) снять свои рекомендации и (или) присоединиться к предложениям, выдвинутым другими участниками публичных слушаний;
3) участвовать в обсуждении вопроса публичных слушаний, задавать вопросы докладчикам в соответствии с регламентом проведения публичных слушаний;
4) знакомиться с документами публичных слушаний (проектом муниципального правового акта, являющегося вопросом публичных слушаний).
Решения участников слушаний, экспертов об изменении их позиции по рассматриваемому вопросу отражаются в протоколе.
С момента публикации постановления Главы города Челябинска от 16.04.2012 № 24-пг "О назначении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки" никаких предложений касающихся проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске заявитель в Комиссию не направлял.
Рассмотрение Комиссией предложений физических и юридических лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки в городе Челябинске поступивших на рассмотрение комиссии в ходе публичных слушаний, состоялось 28.06.2012, а также 13.07.2012.
Протоколы заседания Комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 28.06.2012 № 10 и от 13.07.2012 № 11 опубликованы в газете "Вечерний Челябинск" 07.09.2012.
Публичные слушания о проекте Правил землепользования и застройки в городе Челябинске проведены 05.07.2012, о чем свидетельствует протокол проведения публичных слушаний № 25/1.
На обсуждение на публичных слушаниях представлены:
Карта правового зонирования территории города Челябинска - существующее положение;
Карта Градостроительного зонирования территории города Челябинска с предложениями по внесению изменений, опубликованная на официальном сайте администрации города Челябинска;
Карта Градостроительного зонирования территории города Челябинска с учетом предложений поступивших в Комиссию после опубликования на официальном сайте администрации города Челябинска.
В соответствии с пунктами 15, 16 статьи 31 ГрК после завершения публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки комиссия с учетом результатов таких публичных слушаний обеспечивает внесение изменений в проект правил землепользования и застройки и представляет указанный проект главе местной администрации.
Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний.
Глава местной администрации в течение десяти дней после представления ему проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений должен принять решение о направлении указанного проекта в представительный орган местного самоуправления или об отклонении проекта правил землепользования и застройки и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления.
В соответствии с пунктами 42, 43 Положения по итогам проведения публичных слушаний принимается итоговый документ.
Итоговый документ принимается путем прямого открытого голосования и подписывается председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
Обязательным приложением к итоговому документу является протокол публичных слушаний, подписанных председательствующим на публичных слушаниях и членами секретариата публичных слушаний.
В соответствии с пунктом 48 Положения Оргкомитет (комиссия) обеспечивает публикацию итогового документа публичных слушаний в средствах массовой информации не позднее 15 дней со дня проведения публичных слушаний. Если объем итогового документа превышает 20 тысяч знаков, допускается публикация сокращенного варианта итогового документа.
По результатам проведения публичных слушаний с учетом поступивших предложений, составлено заключение Комиссии о результатах публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в городе Челябинске от 23.07.2012, которое опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" 27.07.2012 (т. 2 л.д. 110). В последующем проект Правил землепользования и застройки в городе Челябинске внесен Главой администрации города Челябинска для утверждения Челябинской городской Думой.
В соответствии со статьей 32 ГрК РФ правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления. Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.
Согласно части 1 статьи 24 Устава города Челябинска, Челябинская городская Дума является представительным органом муниципального образования, к компетенции которого относится принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, перечень которых определен статьей 16 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 26 Устава города Челябинска.
09.10.2012 Челябинской городской Думой принято решение № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы". 12.10.2012 указанное решение опубликовано в газете "Вечерний Челябинск" № 81 (т. 2 л.д. 112 - 113).
P.S данного решения указано "Полный текст решения будет опубликован в выпуске № 37 Сборника правовых актов Челябинской городской Думы четвертого созыва (официальное издание), октябрь 2012 (третье чтение).".
В материалы дела представлен указанный Сборник с полным текстом оспариваемого решения (т. 4).
Согласно пункту 2 статьи 44 Устава города Челябинска правовые акты органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию в течение 10 дней со дня их подписания.
Официальные источники опубликования правовых актов органов местного самоуправления определяются решением городской Думы.
Согласно подпункту 1 пункта 1 решения Челябинской городской Думы от 26.06.2012 № 35/41 "О порядке опубликования и вступления в силу муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска" официальным источником опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления города Челябинска является газета "Вечерний Челябинск" и "Сборник правовых актов Челябинской городской Думы (официальное издание)" - для официального опубликования муниципальных правовых актов Челябинской городской Думы.
В соответствии со статьи 85 ЗК РФ в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
Градостроительная документация является элементом планировки территории, а правила землепользования и застройки - элементом градостроительного зонирования.
В соответствии со статьей 30 ГрК РФ в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; создания условий для планировки территорий муниципальных образований разрабатываются правила землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки включают в себя: порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; карту градостроительного зонирования; градостроительные регламенты. На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне.
В силу пункта 4 указанной нормы формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом сложившейся планировки территории и существующего землепользования. Границы территориальных зон могут устанавливаться по границам земельных участков, по естественным границам природных объектов (пункты 3, 6 части 2 статьи 34 ГрК РФ).
В соответствии с частью 2 статьи 36 ГрК РФ градостроительные регламенты должны устанавливаться с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.
Согласно листу 49 Карты городского зонирования г. Челябинска, являющейся частью 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ", утвержденных частично оспариваемым решением Челябинской городской Думы, часть земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20 отнесена к зоне "06 07 20 А.1.4. парки, в том числе специального назначения, скверы, бульвары, набережные", а часть отнесена к зоне "06 07 04 Б1 - общественно-деловая территориальная зона многофункционального назначения", что касается интересов арендатора данного земельного участка - ООО "Джемир - Инвест".
Согласно части 3 "Градостроительного регламента" Правил землепользования и застройки основными видами разрешенного использования территориальной зоны А.1.4 является:
все виды озеленения, в том числе защитные древесно-кустарные полосы;
объекты благоустройства, отдыха и спорта без зрителей;
площадки аттракционов;
оранжереи;
объекты содержания, ухода, экспонирования, изучения флоры и фауны в искусственных условиях;
Вспомогательными видами разрешенного использования территориальной зоны А.1.4 являются:
объекты инженерной инфраструктуры;
дорожно-тропиночная сеть, тротуары, велосипедные дорожки;
общественные туалеты;
Условно разрешенными видами использования территориальной зоны А.1.4 являются:
объекты общественного питания;
объекты оздоровительного назначения;
объекты хранения автотранспорта;
Однако, согласно материалам настоящего дела во время процедур подготовки и принятия частично оспариваемого решения Челябинской городской Думы (и во время вынесения настоящего решения) земельный участок с кадастровым номером 74:36:0616002:20 обременен правом аренды и находится в пользовании у ООО "Джемир - Инвест" на основании договора краткосрочной аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008.
Согласно пункту 1.1.1 договора аренды земельный участок предоставляется для целей строительства торгово-офисного комплекса.
Указанная в договоре аренды цель, для которой представлен спорный земельный участок арендатору, полностью соответствует разрешенному использованию данного земельного участка, отраженному в кадастровом паспорте (т. 1 л.д. 62 - 64).
При наличии указанных обстоятельств отнесение части земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, и арендованного ООО "Джемир - Инвест", к территориальной зоне А.1.4 произведено с нарушением требований, содержащихся в пункте 4 статьи 30 ГрК РФ, в подпунктах 1, 4 части 4 и подпункте 3 части 2 статьи 34 ГрК РФ, в части 2 статьи 36 ГрК РФ, без учета сложившейся планировки территории и существующего землепользования.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-15704/2011 установлено, что при подготовке и проведении публичных слушаний по проекту Правил землепользования и застройки в г. Челябинске для обсуждения на публичных слушаниях 05.07.2012 были предоставлены информационные материалы, не опубликованные ранее в установленном законом порядке и не соответствующие материалам, размещенным в публикации о проведении публичных слушаний от 16.04.2012.
При таких обстоятельствах требование ООО "Джемир - Инвест" следует удовлетворить.
Принимая настоящее решение по делу, суд отмечает, что данный судебный акт является результатом нового рассмотрения дела А76-20868/2012 во исполнение постановления ФАС Уральского округа от 09.07.2013 № Ф09-6371/13, которым решение Арбитражного суда Челябинской области от 25.04.2013 отменено, дело А76-20868/2012 направлено на новое рассмотрение.
При этом в постановлении ФАС Уральского округа от 09.07.2013 № Ф09-6371/13 отмечено, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что оспариваемое в части решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 "Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" принято в пределах полномочий, предоставленных Челябинской городской Думе; является опубликованным в установленном порядке нормативным актом; касается земельного участка с кадастровым номером 7463660616002620, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский р-н, ул. Университетская Набережная, и переданного заявителю от ООО "ГСК-Сервис" по договору цессии от 07.04.2011 № 19, при согласовании с комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска.
Вместе с тем, по мнению ФАС Уральского округа, вывод суда первой инстанции о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя явился недостаточно обоснованным по следующим мотивам:
"1) доказательства, свидетельствующие о продлении срока договора аренды после 24.04.2013, в материалах дела отсутствуют. Установленный факт истечения срока действия договора аренды, судом первой инстанции применительно к предмету рассмотрения настоящего спора не исследован;
2) довод Челябинской городской Думы о несовершении заявителем каких-либо действий по строительству объекта как по состоянию на момент вынесения оспариваемого решения Думой, так и на момент рассмотрения настоящего арбитражного дела судом первой инстанции не оценен".
Однако, принимая решение по результатам нового рассмотрения настоящего спора, суд считает необходимым отметить, что на момент вынесения отмененного постановлением ФАС Уральского округа от 09.07.2013 № Ф09-6371/13 решения суда первой инстанции, резолютивная часть которого оглашена 22.04.2013, срок действия договора аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 (продлен до 24.04.2013) переданного заявителю от ООО "ГСК" по договору цессии от 07.04.2011 № 19 спорного земельного участка не истек. Поэтому как на момент обращения в арбитражный суд (29.10.2012), так и на момент принятия решения суда первой инстанции по делу (22.04.2013) ООО "Джемир-Инвест" обладало статусом арендатора спорного земельного участка. Указанное обстоятельство бесспорно свидетельствует о том, что вышеуказанный нормативный правовой акт Челябинской городской Думы в оспариваемой части не только затрагивает права и законные интересы заявителя как арендатора земельного участка, но и имеет правовые последствия в виде нарушения этих прав и законных интересов в связи с противоречием федеральному законодательству, поскольку не позволяет ООО "Джемир-Инвест" реализовать права застройщика.
Истечение срока действия договора аренды в будущем (после принятия судом первой инстанции решения по делу) не имело правового значения при вынесении указанного судебного акта.
При новом рассмотрении настоящего дела суд принимает во внимание, что в судебном заседании 19.09.2013 все лица, участвующие в деле, подтвердили, что запись в ЕГРП о регистрации права аренды ООО "Джемир-Инвест" по договору аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 не погашена.
Кроме этого, в силу пункта 2 статьи 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
На основании пункта 2 статьи 610 ГК РФ в этом случае каждая из сторон вправе в любое время отказаться от договора, предупредив об этом другую сторону за один месяц, а при аренде недвижимого имущества за три месяца. Законом или договором может быть установлен иной срок для предупреждения о прекращении договора аренды, заключенного на неопределенный срок.
В материалы настоящего дела не представлены доказательства прекращения договора аренды от 23.05.2008 УЗ № 008640-К-2008 (соглашение о расторжении, акт возврата спорного земельного участка арендодателю).
Следовательно, на момент вынесения настоящего решения ООО "Джемир-Инвест", по прежнему, обладает правами арендатора в отношении спорного земельного участка.
Довод заинтересованного лица о несовершении заявителем каких-либо действий по строительству объекта как по состоянию на момент вынесения оспариваемого решения Челябинской городской Думы, так и на момент рассмотрения настоящего дела в арбитражном суде, судом отклоняется, поскольку о том, что ООО "Джемир-Инвест" воспользовалось правом освоения спорного земельного участка свидетельствуют представленные в материалы дела следующие документы: подписанный между ООО "Джемир-Инвест" и ЗАО "Доринда" договор об инвестиционной деятельности от 22.06.2011 № ИД-198; ряд договоров в целях проектирования и строительства торгово-офисного комплекса, одной из сторон которых является ОАО "Доринда", выполняющее функции инвестора и заказчика согласно условиям договора об инвестиционной деятельности от 22.06.2011 № ИД-198; платежные документы с указанием дат списания средств со счета плательщика, которые подтверждают исполнение ООО "Доринда" финансовых обязательств по указанным договорам (т. 6 л.д. 8 - 278; т. 8 л.д. 23 - 104).
Также в материалы настоящего дела заявителем представлен градостроительный план земельного участка с кадастровым номером: 74:36:0616002:20 по ул. Университетская Набережная в Калининском районе г. Челябинска, утвержденный распоряжением администрации города Челябинска от 10.07.2013 № 3999 во исполнение вступившего в законную силу 31.01.2013 решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-17100/2012 (т. 8 л.д. 105 - 110).
При этом наличие вступившего в законную силу 31.01.2013 решения Арбитражного суда Челябинской области от 04.12.2012 по делу А76-17100/2012 свидетельствует о том, что органы местного самоуправления города Челябинска (являющиеся лицами, участвующими в деле А76-20868/2012), в частности, администрация города Челябинска, активно препятствуют освоению ООО "Джемир-Инвест" спорного земельного участка, тогда как ООО "Джемир-Инвест" преодолевает дополнительные трудности - неправомерное сопротивление органов, осуществляющих публичные полномочия, при реализации заявителем своих законных прав и обязанностей как застройщика спорного земельного участка.
Указанные обстоятельства безусловно позволяют суду признать обоснованным довод ООО "Джемир-Инвест" о нарушении оспариваемой частью решения Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 прав и законных интересов заявителя.
Поэтому требование ООО "Джемир-Инвест" следует удовлетворить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
решил:
заявление общества с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" удовлетворить.
Признать недействующим решение Челябинской городской Думы от 09.10.2012 № 37/13 Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования "Челябинский городской округ" и о признании утратившими силу отдельных решений Челябинской городской Думы" в части, касающейся земельного участка с кадастровым номером 74:36:0616002:20, расположенного по адресу: г. Челябинск, Калининский район, ул. Университетская Набережная, как не соответствующее положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Челябинской городской Думы в пользу общества с ограниченной ответственностью "Джемир-Инвест" 2000 руб. - государственную пошлину, уплаченную по платежному поручению от 24.10.2012 № 120 при обращении в арбитражный суд.
Настоящее решение вступает в законную силу немедленно.
Решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий судья
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ
Судьи
Д.А.БАСТЕН
И.В.МРЕЗ
------------------------------------------------------------------