Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 24.09.2013 по делу N А76-6967/2013 <В удовлетворении требования об отмене актов антимонопольного органа отказано, так как орган местного самоуправления ограничил перевозчиков в праве выбора контрагента по оказанию информационных услуг и услуг по предоставлению отчетов для получения субсидий, определив таковым предприятие; заказчиком приобретения социальных карт должен быть муниципалитет, заказ может быть размещен только с проведением торгов>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. по делу № А76-6967/2013

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 24 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
администрации города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН 1027402920225)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1027403895310)
комитету по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН 1027402931500)
муниципальному унитарному предприятию "Служба организации движения", г. Челябинск (ОГРН 1107453008882)
отрытому акционерному обществу "Челябинвестбанк", г. Челябинск (ОГРН 1027400001650)
муниципальному унитарному предприятию "Челябинский городской электрический транспорт", г. Челябинск (ОГРН 1107453008871)
муниципальному унитарному предприятию "Челябинский автобусный транспорт", г. Челябинск (ОГРН 1107453008893)
обществу с ограниченной ответственностью "Уралинфотек", г. Челябинск (ОГРН 1047422027047)
Челябинской городской Думе, г. Челябинск (ОГРН 1027402928068)
о признании незаконными пунктов 1, 2, 4 решения от 20.03.2013, предписания от 20.03.2013 № 2666/07 по делу № 68-07/12, определения от 28.03.2013
при участии в заседании:
заявителя: Д.А. - представителя по доверенности от 12.03.2012 № 05-218, удостоверение;
заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области: Заводской М.А. - представителя по доверенности от 09.01.2013 № 23, удостоверение;
заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Уралинфотек": Г.М. - директора, паспорт;
Пимштейн Н.В. - представителя по доверенности от 15.05.2013, паспорт;
заинтересованного лица - Челябинской городской Думы: В.Ю. - представителя по доверенности от 06.06.2013 № ГД1-12-743, удостоверение;
заинтересованного лица - муниципального унитарного предприятия "Челябинский городской электрический транспорт": В.А. - представителя по доверенности от 12.02.2013, паспорт;
заинтересованных лиц - комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, муниципального унитарного предприятия "Служба организации движения", отрытого акционерного общества "Челябинвестбанк", муниципального унитарного предприятия "Челябинский автобусный транспорт": не явились,

установил:

администрация города Челябинска (далее - администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконными ненормативных правовых актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган, заинтересованное лицо), а именно: пунктов 1, 2, 4 решения от 20.03.2013, предписания от 20.03.2013 № 2666/07 по делу № 68-07/12, определения от 28.03.2013 об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки (с учетом уточнения заявленных требований от 17.09.2013, которое с соблюдением положений статьи 49 АПК РФ принято арбитражным судом; т. 7 л.д. 71).
Заявитель считает оспариваемые ненормативные правовые акты Челябинского УФАС России необоснованными, противоречащими законодательству Российской Федерации.
Челябинское УФАС России представило отзыв на заявление от 24.05.2013 № 5318/07 (т. 1 л.д. 90 - 94), в котором заявление администрации считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
В судебном заседании представители администрации и Челябинского УФАС России поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзыве на заявление соответственно.
Заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Уралинфотек", представило отзыв по делу от 28.05.2013 вх. № 11170 (т. 6 л.д. 139 - 148) и дополнение к отзыву от 01.08.2013 исх. № б/н (т. 7 л.д. 36), в судебном заседании поддержало позицию Челябинского УФАС России.
Заинтересованное лицо - муниципальное унитарное предприятие "Челябинский городской электрический транспорт" представило мнение по делу от 13.08.2013 № 2-8/юр (т. 7 л.д. 11 - 12), в судебном заседании согласилось с требованиями администрации.
Заинтересованное лицо - муниципальное унитарное предприятие "Служба организации движения" представило отзыв по делу от 16.09.2013 исх. № 507 (т. 7 л.д. 68 - 69), в котором поддержало позицию администрации, просило рассмотреть настоящее дело в отсутствие его представителя.
Заинтересованные лица - Челябинская городская Дума, муниципальное унитарное предприятие "Челябинский городской электрический транспорт" в судебном заседании поддержали позицию администрации.
Заинтересованные лица - комитет по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска (далее - КУИЗО г. Челябинска), муниципальное унитарное предприятие "Служба организации движения", отрытое акционерное общество "Челябинвестбанк", муниципальное унитарное предприятие "Челябинский автобусный транспорт" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом посредством направления в их адреса копий определения от 16.08.2013 заказными письмами с уведомлениями, телеграмм (т. 7 л.д. 46, 47, 50, 51, 52, 53, 56, 57), а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определении суда (т. 7 л.д. 66 - 67).
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей заинтересованных лиц - комитета по управлению имуществом и земельным отношениям города Челябинска, муниципального унитарного предприятия "Служба организации движения", отрытого акционерного общества "Челябинвестбанк", муниципального унитарного предприятия "Челябинский автобусный транспорт".
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим мотивам.
Из материалов настоящего дела следует, что в Челябинское УФАС России от ООО "Уралинфотек" поступила жалоба от 16.08.2012 исх. № 16-08 (т. 2 л.д. 2 - 3) на действия администрации города Челябинска, МУП "Служба организации движения" (далее - МУП "СОД"), МУП "Челябинский автобусный транспорт" (далее - МУП "ЧАТ"), МУП "Челябинский городской электрический транспорт" (далее МУП "ЧелябГЭТ") при модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска.
В обоснование указанной жалобы ООО "Уралинфотек" указано следующее.
Администрацией города Челябинска принято постановление от 18.01.2012 № 5-п "О модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска".
Из жалобы ООО "Уралинфотек" следует, что оно являлось организатором работы ранее внедренной системы безналичной оплаты проезда, функционирующей на территории города Челябинска и Челябинской области на основании постановления главы города Челябинска от 31.07.2002 № 1100-п "О социальной карте жителя города Челябинска". После принятия администрацией города Челябинска постановления от 18.01.2012 № 5-п МУП "СОД", МУП "ЧАТ", МУП "ЧелябГЭТ" направили ООО "Уралинфотек" письма о прекращении договорных отношений.
По мнению ООО "Уралинфотек", действия администрации города Челябинска по принятию постановления от 18.01.2012 № 5-п, а также действия муниципальных предприятий по его исполнению нарушают права и законные интересы ООО "Уралинфотек" как организатора ранее действующей системы безналичной оплаты проезда. Указанное постановление не определяет нормы, обеспечивающие функционирование нескольких систем безналичной оплаты проезда, а также ограничивает доступ ООО "Уралинфотек" либо иной компании на рынок автоматизированных систем оплаты проезда в городе Челябинске, поскольку возмещение из бюджета расходов за перевозку льготных категорий пассажиров возможно только в порядке, определенном администрацией города Челябинска.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "Уралинфотек" Челябинским УФАС России принято решение от 20.03.2013 (т. 6 л.д. 121 - 131), в частности:
о признании нарушением пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действий администрации г. Челябинска по принятию пунктов 1 (в части модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде транспортных терминалов), 2 (за исключением определения МУП "СОД" в качестве заказчика изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде транспортных терминалов), 3 и 4 постановления (с учетом определения Челябинского УФАС России от 28.03.2013 об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки, т. 6 л.д. 136 - 137);
о признании нарушением частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" действий администрации г. Челябинска по наделению МУП "СОД" функциями муниципального заказчика путем принятия пункта 2 постановления (в части определения муниципального предприятия заказчиком изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде социальных карт), которое привело или могло привести к ограничению устранению конкуренции при размещении заказа на изготовление е социальных карт;
о выдаче администрации г. Челябинска предписания об изменении акта, нарушающего антимонопольное законодательство, путем отмены пунктов 1 (в части модернизации транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде транспортных терминалов), 2, 3, 4 постановления.
Антимонопольным органом администрации г. Челябинска выдано предписание от 20.03.2013 № 2666/07 (т. 6 л.д. 132), которым предписано в срок до 26.04.2013 прекратить нарушение пунктов 2 и 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в принятии пунктов 1 (в части модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде транспортных терминалов), 2 (за исключением определения МУП "СОД" в качестве заказчика изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде транспортных терминалов), 3 и 4 постановления от 18.01.2012 № 5-п, а также нарушение частей 1 и 3 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в наделении МУП "СОД" функциями заказчика путем принятия пункта 2 постановления (в части определения муниципального предприятия заказчиком изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде социальных карт), а именно: отменить пункты 1 (в части модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде транспортных терминалов), 2, 3 и 4 постановления от 18.01.2012 № 5-п; в срок до 30.04.2013 направить в Челябинское УФАС России доказательства исполнения настоящего предписания (с учетом определения Челябинского УФАС России от 28.03.2013 об исправлении описки, опечатки или арифметической ошибки, т. 6 л.д. 136 - 137).
Не согласившись с вышеуказанными ненормативным правовыми актами антимонопольного органа (решением - в оспариваемой части), полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местно самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
В части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; под вопросами местного значения понимаются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и указанным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. При этом самостоятельность в решении вопросов местного значения означает решение их не только от своего имени, но и за свой счет. Поэтому органы местного самоуправления вправе решать вопросы местного значения, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий, если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации; часть 2 статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населения и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относятся к вопросам местного значения.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами. Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование указанных полномочий не является обязанностью муниципального образования, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ).
К бюджетным ассигнованиям в соответствии со статьей 69 БК РФ относятся ассигнования на социальное обеспечение населения, к которым относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обеспечения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения (пункт 1 статьи 74.1 БК РФ).
Социальное обеспечение населения согласно пункту 2 статьи 74.1 БК РФ может осуществляться посредством принятия публичных нормативных обязательств, под которыми понимаются публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации (статья 6 БК РФ). При этом бюджетные ассигнования на исполнение указанных публичных нормативных обязательств предусматриваются отдельно по каждому виду обязательств в виде пенсий, пособий, компенсаций и других социальных выплат, а также осуществления мер социальной поддержки населения.
Договор перевозки транспортом общего пользования согласно пункту 2 статьи 789 и пункту 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является публичным договором, то есть договором, заключенным коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. При этом цена товаров, работ и услуг, а также иные условия публичного договора в силу пункта 2 статьи 426 ГК РФ устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда законом и иными правовыми актами допускается предоставление льгот для отдельных категорий потребителей.
В соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются по маршруту регулярных перевозок (части 1 и статьи 19). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, обязательные реквизиты которого устанавливаются правилами перевозок пассажиров. Кассовый чек с указанными на нем реквизитами билета приравнивается к билету. Допускается использование билетов с указанием части или всех реквизитов в электронном виде (статья 20).
В рамках производства по антимонопольному делу № 68-07/12 Челябинским УФАС России установлено следующее.
Постановлением главы города Челябинска от 31.07.2002 № 1100-п принято предложение ОАО "Челябинвестбанк" о совместном взаимовыгодном сотрудничестве по созданию и внедрению на территории города Челябинска единой городской автоматизированной платежной системы учета предоставляемых льгот, субсидий и услуг населению - "Социальная карта жителя города Челябинска", которая представляет собой специализированный программно-технический комплекс с использованием пластиковых карт.
Согласно постановлению главы города Челябинска от 14.02.2003 № 224-п социальная карта жителя города Челябинска определена единым унифицированным документом на регистрацию количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования г. Челябинска, имеющих право льготного проезда. Согласно приложению к указанному акту социальная карта не означает утрату юридической силы установленных законодательством документов. Карта выдается на основании этих документов и является инструментом учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
В соответствии с Законом Челябинской области от 24.09.2009 № 465-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки по оплате проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется за счет средств федерального бюджета" проезд льготников осуществляется на основании единого социального проездного билета или персонифицированной социальной электронной карты.
В статье 5 названного Закона Челябинской области указано, что финансирование расходов на изготовление единых социальных проездных билетов и персонифицированных социальных электронных карт является расходными обязательствами Челябинской области.
Фактически социальная карта - это инструмент учета количества предоставленных услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования. С помощью социальной карты конкретизируются и более четко выстраиваются отношения между транспортными предприятиями, которые непосредственно предоставляют проезд льготникам, и бюджетом, который впоследствии эти расходы предприятиям возмещает.
С учетом изложенного органы местного самоуправления вправе за счет бюджетных средств в рамках решения вопросов местного значения и реализации мер социальной поддержки населения вводить социальные карты в целях учета количества предоставленных льготникам услуг по перевозке пассажиров транспортом общего пользования.
Согласно пункту 1 постановления администрации города Челябинска от 18.01.2012 № 5-п транспортное приложение социальной карты жителя города Челябинска подлежит модернизации путем введения новой автоматизированной системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров, которая представляет собой технический комплекс с использованием бесконтактных пластиковых карт с микропроцессором mifar lk и транспортных терминалов с возможностью выдачи проездного билета.
Из указанного содержания постановления следует, что под модернизируемым транспортным приложением социальной карты жителя города Челябинска администрацией понимается непосредственно сама социальная карта, а также транспортные терминалы.
Социальная карта используется непосредственно пассажиром в качестве средства оплаты проезда, а транспортные терминалы используются перевозчиками для учета поездок, необходимого перевозчику в целях компенсации проезда за счет средств бюджета, выдачи проездного билета и приема платежей за проезд.
Содержание постановления не позволяет сделать вывод о том, в чем заключается модернизация транспортного приложения, за исключением вывода о том, что социальная карта должна быть бесконтактной пластиковой с микропроцессором mifar lk, а транспортные терминалы должны обеспечить возможность выдачи проездного билета.
При этом МУП "СОД" в соответствии с пунктом 2 постановления определено организатором заказчиком изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска.
Таким образом, на МУП "СОД" фактически возложена обязанность не только по приобретению социальных карт, но и по определению иных, не указанных в постановлении, требований к социальным картам и транспортным терминалам.
По содержанию пунктов 1 и 2 постановления МУП "СОД" определено, в том числе: заказчиком изготовления бесконтактных пластиковых карт.
Челябинским УФАС России установлено, что социальные карты приобретены МУП "СОД" у ООО "Новационные карты и системы" за счет собственных средств предприятия без проведения торгов. Согласно пояснениям представителей МУП "СОД" социальная карта выдается льготникам под залог.
Согласно договорам оказания услуг от 06.03.2012 № 162с и № 37/10/168с, подписанным МУП "СОД" с муниципальными предприятиями-перевозчиками, под социальной транспортной картой понимается транспортная карта для федеральных, областных льготников и пенсионеров, пользующихся льготой из городского бюджета. При этом указанная карта является собственностью МУП "СОД" (пункты 1.4 договоров).
Однако, введение социальной карты необходимо органу местного самоуправления для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, поскольку такая форма позволяет реализовывать меры социальной поддержки путем обеспечения льготного проезда отдельных категорий граждан. Соответственно, установление требований к карте и ее изготовление должно осуществляться органами местного самоуправления в рамках решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий за счет бюджетных средств.
На основании части 1 статьи 54 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов).
Из части 2 указанной статьи следует, что муниципальный заказ на поставки товаров, выполнение работ: и оказание услуг оплачивается за счет средств местного бюджета.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона о размещении заказов под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Согласно части 2 статьи 10 Закона о размещении заказов во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.
Поскольку создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения, то потребность органа местного самоуправления в социальных картах относится к муниципальной нужде.
Социальные карты приобретены в целях решения вопросов местного значения, то есть в целях обеспечения потребностей льготной категории граждан города Челябинска.
Законодательство Российской Федерации допускает обеспечение муниципальных нужд за счет средств внебюджетных источников. Факт оплаты МУП "СОД" стоимости имущества по договорам поставки за счет собственных средств, не исключает того, что необходимость приобретения социальных карт относится к потребностям муниципального образования, то есть к муниципальным нуждам.
Приобретение имущества для муниципальных нужд должно было осуществляться в том числе по результатам торгов в соответствии с Законом о размещении заказов, что обеспечило бы создание условий для расширения количества участников размещения заказов, эффективное использование бюджетных средств, развитие добросовестной конкуренции в сфере размещения заказов, гласность и прозрачность размещения заказов, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Следовательно, в данном случае муниципальным заказчиком изготовления бесконтактных пластиковых карт (социальных карт жителя города Челябинска) должен являться орган местного самоуправления. При этом их изготовление может быть осуществлено только путем размещения заказа в соответствии с Законом о размещении заказов.
Несоблюдение указанного порядка оказания услуг для муниципальных нужд является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, так как устраняется конкуренция среди хозяйствующих субъектов и создаются преимущества отдельным хозяйствующим субъектам.
Таким образом, наделение администрацией города Челябинска МУП "СОД", являющегося хозяйствующим субъектом в понимании пункта 5 статьи 4 Закона о защите конкуренции, функциями муниципального заказчика путем принятия пункта 2 постановления (в части определения муниципального предприятия заказчиком изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде социальных карт) является нарушением части 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции. Указанные действия не обеспечили соблюдение требований законодательства о размещении заказов по приобретению социальных карт без проведения торгов, что могло привести к ограничению, устранению конкуренции при размещении рассматриваемого заказа и является нарушением части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
МУП "ЧАТ", МУП "ЧелябГЭТ", МУП "СОД" в соответствии с пунктом 3 Постановления надлежит в том числе: обеспечить планомерное распространение и функционирование модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска; оформить соответствующие договоры до 15.01.2012; внедрить модернизированное транспортное приложение социальной карты жителя города Челябинска для учета льгот на проезд в городском транспорте общего пользования, предоставляемых в соответствии с действующим законодательством.
МУП "ЧАТ" и МУП "ЧелябГЭТ" на основании пункта 4 постановления от 18.01.2012 № 5-п надлежит провести работу по оснащению транспортных единиц подвижного состава терминалами с печатными устройствами для приема модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска.
Как указывалось ранее, транспортные терминалы используются перевозчиками в целях учета поездок льготной категории пассажиров. Однако, из содержания пункта 2 постановления следует, что заказчиком транспортных терминалов определен МУП "СОД".
В соответствии с законодательством Российской Федерации перевозчик любой формы собственности вправе осуществлять перевозку льготных категорий граждан и получать возмещение соответствующих расходов за счет бюджета.
Так, согласно части 5 статьи 790 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Указанные положения федерального законодательства предусматривают обязанность соответствующих органов власти возмещать транспортной организации расходы, связанные с предоставлением установленных мер социальной защиты, за счет средств соответствующего бюджета, при условии представления транспортной организацией надлежащих доказательств фактического количества перевезенных льготников.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ГК РФ юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.
Хозяйствующие субъекты самостоятельно осуществляют свою хозяйственную деятельность, органы власти в соответствии с действующим законодательством не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
Однако, администрация города Челябинска, установив МУП "СОД" в качестве заказчика транспортных терминалов, фактически ограничила возможности перевозчиков по самостоятельному определению вариантов и требований по транспортным терминалам, что противоречит пунктам 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Доводы администрации города Челябинска о необходимости регулирования указанного вопроса в связи с необходимостью учета поездок и выплаты субсидии в качестве возмещения перевозчикам затрат за перевозку льготников не принят Челябинским УФАС России во внимание по следующим основаниям.
К бюджетным ассигнованиям в соответствии со статьей 69 БК РФ относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (пункт 1 статьи 78 БК РФ).
Субсидии из местного бюджета согласно подпункту 3 пункта 2 и пункта 3 статьи 78 БК РФ предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации, а муниципальные правовые акты, регулирующие их предоставление должны определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Таким образом, органы местного самоуправления должны определить условия и порядок предоставления субсидий, а, соответственно, определить перечень документов и сведения, которые необходимо представить перевозчику в качестве документов, подтверждающих расходы перевозчика.
Муниципальным правовым актом, регулирующим предоставление указанных субсидий, является Порядок предоставления субсидий на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, утвержденный Постановлением Администрации города Челябинска от 27.11.2012 № 256-п (далее - Порядок предоставления субсидий).
Согласно пункту 2 Порядка предоставления субсидий получателями субсидий являются перевозчики (юридические лица, индивидуальные предприниматели), принявшие на себя по договору перевозки пассажира обязанность перевезти пассажира и его ручную кладь в пункт назначения, осуществляющие меры социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду по внутримуниципальным маршрутам по маршрутной сети города Челябинска. Получатели субсидий должны иметь, в том числе: терминалы системы электронного учета, совместимой с действующими социальными картами, транспортными картами, персонифицированными социальными электронными картами для обеспечения безналичной оплаты проезда, фиксации поездок граждан, проезд которых в соответствии с действующим законодательством предусмотрен на основании социальных карт, договор с организацией, осуществляющей сопровождение автоматизированной системы оплаты проезда.
Сумма субсидии на основании пункта 8 Порядка предоставления субсидий определяется по данным учета Центра эмиссии социальных карт или получателя субсидии.
Получатели субсидии в соответствии с пунктом 9 Порядка предоставления субсидий формируют сведения о количестве поездок на основании социальных транспортных карт, транспортных карт школьника, транспортных карт студента самостоятельно, через принадлежащую им систему электронного учета поездок, совместимую с автоматизированной системой учета оплаты услуг по перевозке пассажиров в соответствии с Постановлением, либо через Центр эмиссии социальных карт.
Таким образом, администрацией города Челябинска определены требования к перевозчикам-получателям субсидий, в том числе о наличии транспортных терминалов и договора с организацией, осуществляющей сопровождение автоматизированной системы оплаты проезда. При этом не определены сведения, которые должны быть представлены перевозчиком для расчета субсидий в результате использования транспортного терминала (например: ФИО льготника; направление движения; дата и время проезда.
В свою очередь, исходя из положений ГК РФ, перевозчик вправе самостоятельно определить средства учета фактического числа поездок льготной категории граждан с использованием социальной карты жителя города Челябинска.
Вопросы местного значения городского округа изложены в статье 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Органы местного самоуправления действующим законодательством не наделены полномочиями по определению средств учета перевозчиками оплаты услуг по перевозке отдельных (льготных) категорий граждан с использованием социальной карты, в том числе путем модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в части транспортных терминалов.
По мнению Челябинского УФАС России, органом местного самоуправления могут быть введены универсальные социальные карты, а перевозчик по своему усмотрению может приобрести терминалы системы электронного учета, совместимые с данными картами.
Пункты 1, 2 постановления ограничивают самостоятельность перевозчиков в части определения используемых ими для учета поездок терминалов, поскольку определяют средства учета перевозчиками оплаты услуг по перевозке отдельных (льготных) категорий граждан путем использования терминалов, определенных МУП "СОД".
МУП "СОД" определено не только в качестве заказчика изготовления модернизированного транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска, но и в качестве организатора Центра эмиссии (пункт 2 постановления).
В функции Центра эмиссии входит оказание услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в автоматизированной системе учета перевозки пассажиров транспортом общего пользования.
Челябинским УФАС России установлено, что муниципальные перевозчики используют транспортные терминалы, определенные МУП "СОД", а также заключают с Центром эмиссии договоры на оказание платных услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе.
Так, во исполнение постановления МУП "СОД" заключены следующие договоры:
дилерский договор от 30.08.2011 с ООО "БЕНТОК-Смоленск", предметом которого является предоставление предприятию эксклюзивного права на территории Челябинской области на продажу, гарантийное и сервисное обслуживание транспортных терминалов и программно-технологического обеспечения. В рамках договора предприятие обязуется заключать с поставщиком договоры на поставку продукции с ежегодным объемом не менее 400 изделий;
договор от 30.08.2011 № 9/2011 с ООО "БЕНТОК-Смоленск" поставки 25 комплектов транспортных терминалов на сумму 675000, 00 рубля;
договор от 30.08,2011 № 10/2011 с ООО "БЕНТОК-Смоленск" поставки программно-технологического обеспечения на сумму 800 000, 00 рубля;
договор от 06.03.2012 № 162с с МУП "ЧАТ" оказания платных услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе. Согласно договору перевозчик выплачивает исполнителю ежемесячно 2 % от всех совершенных транзакций по картам. За услуги предприятия сумма денежных средств по указанному договору составила более 9 миллионов рублей (9 096228, 98 рубля);
договор от 06.03.2012 № 37/10/168с с МУП "ЧелябГЭТ" оказания платных услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в системе. Согласно договору перевозчик выплачивает исполнителю ежемесячно 2 % от всех совершенных транзакций по картам. Сумма денежных средств по указанному договору составила более 18 миллионов рублей (18628196,7 рубля);
договор от 21.03.2011 № 29К/1735-КОМ с ОАО "ЧЕЛЯБИНВЕСТБАНК" предметом которого является организация банком приема платежей от абонентов 9 оплату услуг, оказываемых предприятием. Сумма денежных средств, выплаченных по указанному договору, составила 332 507, 88 рубля.
МУП "ЧАТ" подписаны договоры поставки оборудования № 7/2011 от 30.08.2011 с ООО "БЕНТОК-Смоленск" в количестве 755 комплектов терминалов и программно-технологического обеспечения на сумму более 20 миллионов рублей (20385000,00 рубля).
МУП "ЧелябГЭТ" подписаны договоры с ООО "БЕНТОК-Смоленск № 5/2011/28 от 23.06.2011 на поставку 25 комплектов терминалов и программно-технологического обеспечения на сумму 694600, 00 рубля; № 8/2011/35 от 30.08.2011 на поставку 450 комплектов терминалов на сумму более 12 миллионов рублей (12150000, 00 рубля).
Согласно пояснениям администрации города Челябинска в настоящее время перевозка льготной категории граждан осуществляется по социальной карте жителя города Челябинска только муниципальными предприятиями (МУП "ЧелябГЭТ" и МГУ 11 "ЧАТ"). Постановлением администрации города Челябинска от 05.05.2012 № 88-п утвержден перечень внутримуниципальных автобусных маршрутов по маршрутной сети города Челябинска, на которых отдельным категориям граждан предоставляются меры социальной поддержки.
Однако, как указывалось ранее, в силу положений федерального законодательства перевозчики иных форм собственности также имеют правовую возможность обеспечивать перевозку льготной категории пассажиров. В этом случае частные перевозчики наряду с муниципальными перевозчиками вынуждены учитывать требования пунктов 1 и 2 постановления, то есть приобретать определенные МУП "СОД" транспортные терминалы, использовать информационные услуги Центра эмиссии. В противном случае, перевозчики будут лишены возможности возместить расходы, понесенные при перевозке льготной категории граждан, что приведет к отсутствию экономического интереса оказания услуг по их перевозке.
Таким образом, пункт 2 постановления устанавливает для перевозчиков ограничения в части выбора контрагента по оказанию информационных услуг (Центра эмиссии).
В соответствии с пунктом 2 постановления МУП "СОД" определен организацией, уполномоченной предоставлять отчеты в Министерство социальных отношений Челябинской области, Управление социального развития администрации города Челябинска, Управление по делам образования администрации города Челябинска.
Во исполнение постановления МУП СОД подписаны следующие договоры:
договор от 10.01.2012 № 9/22 на предоставление отчетности субсидий на возмещение перевозчику затрат, связанных с осуществлением социальной поддержки отдельным категориям граждан, с Управлением социального развития Администрации города Челябинска и МУП "ЧелябГЭТ". К указанному договору между МУП "СОД" и МУП "ЧелябГЭТ" заключено соглашение от 01.01.2012 № 2, предметом которого является исполнение МУП "СОД" за вознаграждение определенных обязательств, связанных с предоставлением перевозчику субсидий (сбор информации и ведение учета льготного проезда пассажиров, составление и предоставление в уполномоченные управления соответствующих отчетов и т.п.);
договор от 30.01.2012 № 23 на предоставление субсидий на возмещение перевозчику затрат, связанных с осуществлением социальной поддержки отдельным категориям граждан, с Управлением социального развития Администрации города Челябинска и МУП "ЧАТ". При этом между МУП "СОД" и МУП "ЧАТ" заключено соглашение от 01.01.2012 № 1, предметом которого является исполнение МУП "СОД" за вознаграждение определенных обязательств, связанных с предоставлением перевозчику субсидий (сбор информации и ведение учета льготного проезда пассажиров, составление и предоставление в уполномоченные управлепш соответствующих отчетов и т.н.);
договор от 21.03.2012 с Управлением социального развития Администрации города Челябинска об обмене информацией для предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по проезду по внутримуниципальным маршрутам регулярных перевозок;
договор от 27.01.2012 № 1 на предоставление субсидий на возмещение перевозчику затрат, связанных с осуществлением социальной поддержки отдельным категориям граждан, с Управлением по делам образования города Челябинска и МУП "ЧАТ". К указанному договору между МУП "СОД" и МУП "ЧАТ" заключено соглашение от 01.01.2012 № 1, предметом которого является исполнение МУП "СОД" за вознаграждение определенных обязательств, связанных с предоставлением перевозчику субсидий (сбор информации и ведение учета льготного проезда пассажиров, составление и предоставление в уполномоченные управления соответствующих отчетов и т.п.);
договор от 27.01.2012 № 2 на предоставление субсидий на возмещение перевозчику затрат, связанных с осуществлением социальной поддержки отдельным категориям граждан, с Управлением по делам образования города Челябинска и МУП "ЧелябГЭТ". К указанному договору между МУП "СОД" и МУП "ЧелябГЭТ" заключено соглашение от 01.01.2012 № 2, предметом которого является исполнение МУП "СОД" за вознаграждение определенных обязательств, связанных с предоставлением перевозчику субсидий (сбор информации и ведение учета льготного проезда пассажиров, составление и предоставление в уполномоченные управления соответствующих отчетов и т.п.);
договор от 24.02.2012 № 111 о возмещении расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате проезда, с Министерством социальных отношений Челябинской области.
Тогда как перевозчики - получатели субсидии в соответствии с нормами федерального законодательства вправе самостоятельно обращаться в уполномоченные органы и предоставлять отчетность для получения субсидии на возмещение затрат, связанных с осуществлением мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, а также определять уполномоченных для указанных целей лиц.
Однако, частные перевозчики наряду с муниципальными перевозчиками в случае осуществления перевозки льготной категории граждан вынуждены учитывать требования пункта 2 постановления, то есть заключать с МУП "СОД" договоры на оказание услуг по предоставлению отчетов в соответствующие органы для получения субсидий.
Соответственно, пункт 2 постановления устанавливает для перевозчиков ограничения в части выбора контрагента по оказанию услуг по предоставлению отчетов в соответствующие органы для получения субсидий.
На основании изложенного в рассматриваемом случае администрацией города Челябинска путем принятия пунктов 1 (в части модернизации транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде транспортных терминалов), 2 (в части транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде транспортных терминалов), 3, 4 постановления ограничиваются самостоятельные действия хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские перевозки на территории города Челябинска, в том числе: МУП "ЧАТ" и МУП "ЧелябГЭТ".
Установление органами местного самоуправления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к хозяйствующим субъектам согласно пункту 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции является законодательно установленным признаком ограничения конкуренции.
Для целей квалификации действий по статье 15 Закона о защите конкуренции диспозиция указанной нормы позволяет квалифицировать в качестве нарушения антимонопольного законодательства действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Пунктами 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещено принимать акты, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности, запрещается: необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары.
Таким образом, администрация города Челябинска своими действиями по принятию пунктов 1 (в части транспортного приложения социальной карты жителя города Челябинска в виде транспортных терминалов), 2 (в части транспортного приложения социальной карты жителя г. Челябинска в виде транспортных терминалов), 3 и 4 постановления нарушило пункты 2 и 5 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, поскольку данные действия могут привести к необоснованному препятствованию осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, осуществляющими пассажирские перевозки на территории города Челябинска, в том числе по перевозке льготных категорий граждан, и устанавливают для перевозчиков ограничения в части выбора контрагента по оказанию соответствующих услуг, а также в части возможности самостоятельного определения средства учета фактического числа поездок льготной категории граждан, представления в соответствующие органы отчетности для получения субсидий за перевозку льготников.
В результате хозяйствующие субъекты, расположенные в городе Челябинске, вынуждены будут нести дополнительные затраты, связанные с исполнением постановления, что может препятствовать осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности по перевозке отдельных (льготных) категорий граждан и ставит их в неравное положение по сравнению с хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на территории муниципальных образований, в которых отсутствуют подобные муниципальные правовые акты.
Из обращения МУП "ЧАТ", явившегося основанием для смены старой системы учета оплаты услуг, следует, что предприятие в целях эффективности работы нуждается в усовершенствовании системы учета оплаты услуг по перевозке пассажиров путем добавления функций по учету наличной оплаты проезда и предоставления постоянного доступа к данным о поездках различных категорий граждан.
Из содержания договоров, подписанных 06.03.2012 между МУП "СОД" и МУП "ЧАТ", а также между МУП "СОД" и МУП "ЧелябГЭТ", следует, что МУП "СОД" обслуживает муниципальных перевозчиков не только в автоматизированной системе учета льгот, предоставляемых населению при проезде на транспорте общего пользования с использованием социальных карт, но и в целом в такой системе при перевозке пассажиров (за наличный и безналичный расчет за проезд).
Во исполнение постановления МУП "СОД", МУП "ЧАТ", МУП "ЧелябГЭТ" в 2012 году направили ООО "Уралинфотек" письма о прекращении обслуживания транспортных и социальных карт безналичной системы оплаты проезда, прекращении использования оборудования и программного обеспечения данной системы, переходе на новую систему учета безналичной оплаты проезда граждан и одностороннем отказе от исполнения заключенных с обществом договоров № 19с от. 01.03.2011, № 20с ф 01.03.2011, № 1210-01-ЛСО! I/ТБК от 01.12.2010, № 1210-02-АСОГ1/ИНФ от 01.12.2010.
В целях реализации постановления МУП "СОД", МУП "ЧАТ", МУП "ЧелябГЭТ" без проведения торгов осуществило закупку у ООО "БЕНТОК-Смоленск" нового оборудования: транспортных терминалов с использованием бесконтактных пластиковых карт с микропроцессором mifarlk с возможностью выдачи проездного билета и программно-технологического обеспечения.
МУП "СОД" подписаны договоры с МУП "ЧАТ" и МУП "ЧелябГЭТ" на оказание платных услуг по информационно-технологическому обслуживанию перевозчика в автоматизированной системе учета перевозки пассажиров транспортом общего пользования, безналичного расчета за проезд, а также льгот, предоставляемых населению при проезде на транспорте общего пользования, с использованием социальных транспортных карт, транспортных карт школьника и карт студента (договоры от 06.03.2012).
В результате указанных действий ООО "Уралинфотек" устранено с рынка оказания информационных услуг (в данном случае услуг Центра эмиссии).
При этом Челябинским УФАС России установлено, что на модернизацию транспортного приложения социальной карты затрачено значительное количество денежных средств") при условии, что используемое ранее оборудование в полном объеме не вышло из строя, но в настоящее время перевозчиками не используется.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и частью 1 статьи 2 Закона об общих принципах ОМСУ осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Под полномочиями органов местного самоуправления понимают закрепленный нормами муниципального права (федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, местными нормативными актами) за органами и должностными лицами местного самоуправления комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования. Полномочия являются составной частью понятия "компетенция", включающего также предметы ведения, то есть сферы деятельности, в которых действует компетентный в них орган. Полномочия органов местного самоуправления включают в себя два вида:
1) собственные полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения, которые признает за ними государство;
2) отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы и должностные лица местного самоуправления.
Исполнение полномочий органами местного самоуправления связано с решением вопросов местного значения.
Из части 1 статьи 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ "О государственных и муниципальных предприятиях" (далее - Закон о предприятиях) следует, что муниципальные предприятия являются хозяйствующими субъектами.
Частью 4 статьи 8 Закона о предприятиях предусмотрено, что государственное и муниципальное предприятие может быть создано в случае:
необходимости использования имущества, приватизация которого запрещена, в том числе имущества, которое необходимо для обеспечения безопасности Российской Федерации;
необходимости осуществления деятельности в целях решения социальных задач (в том числе реализации определенных товаров и услуг по минимальным ценам), а также организации и проведения закупочных и товарных интервенций для обеспечения продовольственной безопасности государства;
необходимости осуществления деятельности, предусмотренной федеральными законами исключительно для государственных унитарных предприятий;
необходимости осуществления научной и научно-технической деятельности в отраслях, связанных с обеспечением безопасности Российской Федерации;
необходимости разработки и изготовления отдельных видов продукции, находящейся в сфере интересов Российской Федерации и обеспечивающей безопасность Российской Федерации;
необходимости производства отдельных видов продукции, изъятой из оборота или ограниченно обороноспособной.
В указанной норме исчерпывающим образом определены случаи создания государственных (муниципальных) предприятий.
Таким образом, исходя из буквального толкования данной нормы, муниципальные предприятия создаются в определенных законом случаях и не могут создаваться в целях осуществления полномочий органов местного самоуправления.
Законодательство Российской Федерации не содержит положений, указывающих на то, что вопросы местного значения, равно как и полномочия органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в части либо в полном объеме могут быть переданы муниципальным унитарным предприятиям.
Возможность создания муниципального унитарного предприятия в целях осуществления непосредственно полномочий органов местного самоуправления, не только не предусмотрена законодательством Российской Федерации, но прямо запрещена Законом о защите конкуренции.
Так, в соответствии с частью 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено федеральными законами.
Решение отдельных вопросов местного значения передано МУП "СОД" путем утверждения приказом Комитета от 14.09.2010 № 1296 Устава предприятия.
МУП "СОД" создано в целях реализации социальной функции удовлетворения общественных потребностей в услугах пассажирского транспорта общего пользования, обеспечения условий функционирования транспортных организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющим перевозки населения маршрутным пассажирским транспортом на территории города Челябинска (пункт 8 Устава предприятия).
Согласно пункту 9 Устава МУП "СОД" основными видами деятельности предприятия являются в том числе:
диспетчерское управление движением пассажирских транспортных средств на регулярных маршрутах (подпункт 5);
содержание и обслуживание объектов транспортной инфраструктуры (подпункт 8);
предоставление услуг автовокзалов и разворотных колец (подпункт 9);
содержание инфраструктуры автовокзалов и разворотных колец (подпункт 10);
учет поездок категорий граждан, пользующихся мерами социальной поддержки (подпункт 12);
разработка и внедрение автоматизированных систем управления перевозочным процессом (подпункт 13).
Тогда как создание муниципального унитарного предприятия для осуществления указанных видов деятельности не предусмотрено частью 4 статьи 8 Закона о предприятиях.
В соответствии с Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.1999 № 1024 (в ред. от 29.11.2000) цели и задачи управления унитарными предприятиями заключаются в оптимизации количества унитарных предприятий, для которой необходимо, чтобы организации в форме унитарного предприятия создавались исключительно в тех случаях, когда цели и задачи, ради которых они создаются, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иной организационно-правовой формы.
МУП "СОД" создано в целях реализации социальной функции удовлетворения общественных потребностей в услугах пассажирского транспорта общего пользования обеспечения условий функционирования транспортных организаций всех организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющим перевозки населения маршрутным пассажирским транспортом на территории города Челябинска (пункт 8 Устава предприятия).
Согласно пункту 9 Устава МУП "СОД" основными видами деятельности предприятия являются:
изучение потребностей населения в услугах пассажирского транспорта (подпункт 1);
формирование маршрутной сети (подпункт 2);
разработка маршрутной документации: паспортов и схем маршрутов, расписаний движения (подпункт 3);
информационное обеспечение работы городского пассажирского транспорта: размещение информационных указателей на остановочных пунктах маршрутов и справочно-информационных материалов в СМИ (подпункт 4);
оперативный контроль и учет регулярности движения общественного транспорт (подпункт 6);
координирование движения всех видов городского пассажирского транспорта (подпункт 7);
контроль за соблюдением пассажирами правил пользования городским пассажирским транспортом (подпункт 11).
Тогда как в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Так, решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 № 22/10 утверждены Правила организации транспортного обслуживания населения (далее - Правила), которые разработаны с цель создания условий для предоставления транспортных услуг населению и организации транспортного обслуживания населения в границах города Челябинска.
Уполномоченным органом в сфере организации пассажирских перевозок (далее уполномоченный орган) является Администрация города Челябинска в лице отраслевого (функционального) органа Администрации города Челябинска (подпункт 17 пункта 5 Правил).
В соответствии с пунктом 6 Правил уполномоченный орган формирует заказ на выполнение перевозок пассажиров, основой для формирования которого являются данные, получаемые им при обследовании и изучении пассажирских потоков на маршрутной сети. Полученный в результате обследований пассажиропотоков материал служит основанием в том числе для корректировки маршрутов, составления расписаний движения.
Организация регулярных перевозок на основании пункта 7 Правил включает в себя в том числе:
разработку маршрутной сети (подпункт 1);
обеспечение работы всех видов пассажирского транспорта по обслуживанию маршрутов регулярных перевозок (подпункт 2);
контроль нахождения транспортных средств на линии, регулярности движения транспортных средств по маршрутам (подпункт 3);
систематическое изучение пассажиропотоков (подпункт 4);
управление движением транспортных средств на внутримуниципальных маршрутах в чрезвычайных ситуациях и в ситуациях отсутствия возможности соблюдения регулярности движения, связанных с ДТП и неблагоприятными погодными условиями (подпункт 5);
обеспечение соблюдения правил пользования пассажирским общественным транспортом (подпункт 6);
обеспечение населения информацией о маршрутах (подпункт 7).
Администрация города Челябинска в лице уполномоченного органа на основании подпунктов 1, 5, 14 пункта 14 Правил создает условия для предоставления транспортных услуг и организует транспортное обслуживание населения по межмуниципальным маршрутам, публикует в СМИ сведения, необходимые потребителям транспортных услуг, координирует работу организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих транспортное обслуживание населения.
Решением Челябинской городской Думы от 22.02.2011 № 22/10 утвержден Порядок проведения торгов на право заключения договоров на обслуживание внутримуниципального маршрута по маршрутной сети города Челябинска, в соответствии с пунктом 9 которого организация и техническое обеспечение торгов осуществляются Управлением муниципального заказа администрации города Челябинска. При этом одним из обязательных разделов документации на проведение торгов является паспорт маршрута (подпункт 2 пункта 14 названного Порядка).
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 9 Положения об Управлении транспорта администрации города Челябинска, утвержденным Решением Челябинской городской Думы от 26.10.2010 № 18/4, основными задачами Управления являются, в том числе: создание условий для предоставления транспортных услуг населению города и организация транспортного обслуживания населения в границах города.
В рамках решения основных задач Управление транспорта администрации города Челябинска в соответствии с пунктом 10 названного Положения осуществляет следующие функции:
разрабатывает и проводит мероприятия по развитию и оптимизации транспортного обеспечения населения в пассажирских перевозках (подпункт 1);
разрабатывает маршрутную сеть (подпункт 2);
организует систематическое обследование пассажиропотоков на маршрутах городского транспорта в целях более рационального распределения подвижного состава на маршрутной сети (подпункт 12);
взаимодействует со средствами массовой информации по проблемам городского пассажирского транспорта, опубликовывает в средствах массовой информации реестр маршрутов пассажирского транспорта, организует информирование населения о перевозчиках (подпункт 16).
Анализ названных норм показывает, что полномочия, которыми МУП "СОД" наделено пунктом 8 и подпунктами 1, 2, 3, 4, 6, 7, 11 пункта 9 Устава предприятия прямо относятся к полномочиям отраслевых органов органа местного самоуправления - администрации города Челябинска.
В материалах настоящего дела имеются доказательства, подтверждающие осуществление МУП "СОД" деятельности, приносящей доход.
Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ хозяйствующий субъект - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую доход.
Следовательно, МУП "СОД" является хозяйствующим субъектом, поскольку осуществляет деятельность, приносящую доход.
С выводами Челябинского УФАС России арбитражный суд не может не согласиться. При этом суд считает оспариваемое решение достаточно мотивированным законным и обоснованным, имеющим документальное подтверждение, изданным в пределах полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
При таких обстоятельствах, проанализировав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства каждое в отдельности, а также в их совокупности, арбитражный суд считает, что требование заявителя не подлежит удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

решил:

в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ


------------------------------------------------------------------