Решение Арбитражного суда Челябинской области от 13.08.2013 по делу N А76-11304/2013 <Требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ за перевозку грузов и пассажиров транспортными средствами предприятия с нарушениями требований о проведении послерейсовых медицинских осмотров удовлетворены, поскольку нарушений в части проведения предрейсовых осмотров водителей проверкой не установлено>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 13 августа 2013 г. по делу № А76-11304/2013
Резолютивная часть решения оглашена 6 августа 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 13 августа 2013 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Елькина Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания М.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ОАО "Челябинскгоргаз", г. Челябинск
к УМВД России по г. Челябинску, г. Челябинск
о признании незаконным постановления от 05.06.2013 № 74АА 000718 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ
в заседании участвовали:
от заявителя: Г.И. - представитель, действующая на основании доверенности, личность подтверждается паспортом
от заинтересованного лица: М.В. - юрисконсульт, действующая на основании доверенности, должность подтверждается удостоверением
установил:
ОАО "Челябинскгоргаз" обратился в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным постановления УМВД России по г. Челябинску от 05.06.2013 № 74АА 000718 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Дело рассмотрено при участии сторон.
В судебном заседании ОАО "Челябинскгоргаз" уточнило заинтересованное лицо по делу, которым просит считать УМВД России по г. Челябинску, т.к. ГИБДД по г. Челябинску юридическим лицом не является (ч. 2 ст. 27 АПК РФ).
Суд уточнение заявителя принял, произвел в порядке ст. 47 АПК РФ замену ненадлежащего заинтересованного лица (ГИБДД по г. Челябинску) на надлежащее лицо (УМВД России по г. Челябинску).
Как следует из материалов дела, открытое акционерное общество "Челябинскгоргаз" зарегистрировано в качестве юридического лица 25.12.2002 в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номер 1027402922634 /л.д. 14/.
15.05.2013 на основании распоряжения УМВД России по г. Челябинску от 16.04.2013 № 133 проведена должностными лицами отдела государственного технического осмотра и регистрации транспортных средств ГИБДД плановая проверка соблюдения ОАО "Челябинскгоргаз" законодательства Российской Федерации в сфере автомобильного транспорта /л.д. 92/.
В ходе проведения проверки административным органом установлен факт осуществления ОАО "Челябинскгоргаз" перевозок грузов и пассажиров транспортными средствами предприятия с нарушениями требований о проведении послерейсовых медицинских осмотров (полное отсутствие проведения послерейсового медицинского осмотра). В подтверждение указанных обстоятельств административным органом представлены объяснения начальника АТС, водителя, медицинского работника, путевый лист от 15.05.2013 № 4310 на автомобиль УАЗ-3909 государственный регистрационный знак К115ЕВ174, принадлежащий ОАО "Челябинскгоргаз".
Факт допущенных Обществом нарушений зафиксирован административным органом в акте проверки от 15.05.2013 б/н /л.д. 94/. Копию акта проверки получил представитель Общества - мастер по эксплуатации АТС Ч.А., что подтверждается его подписью о получении /л.д. 99/.
В тот же день (15.05.2013) ГИБДД УМВД России по г. Челябинску получены от водителя и мастера по эксплуатации АТС ОАО "Челябинскгоргаз" объяснения согласно которым, на предприятии осуществляется только предрейсовый медицинский осмотр. Послерейсовый медицинский осмотр не осуществляется. В течение дня водители Общества производят перевозку различного груза /л.д. 100 - 102/.
Уведомлением б/н ОАО "Челябинскгоргаз" приглашено 16.05.2013 в отдел ГТО и РАТС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску для рассмотрения материалов проверки и составления протокола об административном правонарушении /л.д. 107/. Согласно отметке, копию уведомления административный орган вручил мастеру по эксплуатации АТС Общества Ч.А. 15.05.2013.
В связи с ходатайством ОАО "Челябинскгоргаз" (передано Обществом телефонограммой) о переносе рассмотрения дела /л.д. 108/, ГИБДД УМВД России по г. Челябинску назначило рассмотрение дела на 17.05.2013 /л.д. 109/.
17.05.2013 на основании собранных в ходе административного расследования материалов и выявленных нарушений, старшим государственным инспектором ОГТО и РАТС ГИБДД УМВД России по г. Челябинску в отношении ОАО "Челябинскгоргаз" составлен протокол 74 АА 169174 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ /л.д. 110/. Копия протокола получена представителем Общества по доверенности от 04.10.2012 № 73 Кох О.В. в день его оформления (17.05.2013) /л.д. 111/.
О дате (22.05.2013) рассмотрения дела об административном правонарушении ГИБДД УМВД России по г. Челябинску уведомило ОАО "Челябинскгоргаз" в указанном протоколе.
Определением от 22.05.2013 и.о. заместителя начальника ГИБДД УМВД России по г. Челябинску перенес рассмотрение дела на 05.06.2013 с целью изучения дополнительных обстоятельств по административному делу /л.д. 112/.
Рассмотрев материалы дела, заместитель начальника ГИБДД УМВД России по г. Челябинску постановлением от 05.06.2013 № 74 АА 000718 привлек ОАО "Челябинскгоргаз" к административной ответственности по основаниям ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб. /л.д. 113/. Копию постановления получила представитель Общества по доверенности Кох О.В., что подтверждается ее подписью о получении /л.д. 114/.
Считая вынесенное постановление незаконным и необоснованным, ОАО "Челябинскгоргаз" обратилось с настоящим заявлением в Арбитражный суд Челябинской области.
В обоснование заявления ОАО "Челябинскгоргаз" указало на отсутствие в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ, поскольку осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств и согласно ч. 1 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения должно организовывать и проводить только предрейсовые медицинские осмотры водителей /л.д. 3/.
Заинтересованное лицо с требованиями заявителя не согласилось, указав, что ОАО "Челябинскгоргаз" является надлежащим субъектом административного правонарушения, т.к. транспортные средства предприятия Общество использует, как для обеспечения основной деятельности, так и для осуществления коммерческой деятельности. Настоящее правонарушение не может быть признано малозначительным, поскольку работники ОАО "Челябинскгоргаз" осуществляют деятельность с повышенной опасностью для общества. Нарушений порядка привлечения к административной ответственности сотрудниками ГИБДД УМВД России по г. Челябинску не допущено /л.д. 88/.
Заслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд считает требования ОАО "Челябинскгоргаз" подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего:
Частью 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в том числе создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения.
Частью 4 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны, в том числе организовывать и проводить предрейсовый и послерейсовый медицинские осмотры водителей, предрейсовый контроль технического состояния транспортных средств.
Согласно ч. 1 ст. 23 Закона о безопасности дорожного движения, медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Минздравом России совместно с Минтрансом России утверждены методические рекомендации "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств". Этот документ регламентирует порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров.
Согласно методическим рекомендациям в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Предрейсовые медицинские осмотры проводятся прошедшими специальное обучение медицинскими работниками (врачами, фельдшерами, медицинскими сестрами).
Предрейсовый медицинский осмотр производится перед началом рабочей смены водителей. Для их осуществления администрацией организации должно быть выделено специальное помещение, оборудованное в соответствии с перечнем, приведенным в приложении к методическим указаниям. Организация предрейсового медицинского осмотра водителей находится под контролем администрации организации и методическим руководством территориального или ведомственного лечебно-профилактического учреждения.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 18.07.2000 № 75 утверждено Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, в пункте 2.2. которого, к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности отнесено в числе иных регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей.
Осуществление деятельности по перевозке пассажиров, багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом без проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, является основанием для привлечения лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере тридцати тысяч рублей.
Из анализа указанных норм, следует, что обязанность по организации и проведению послерейсового медицинского осмотра водителей установлена в отношении лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность по регулярной перевозке пассажиров, багажа, грузов автомобильным и городским наземным электрическим транспортами. Для лиц, осуществляющих деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств такая обязанность законодательством не предусмотрена.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.05.2013 № 5855 /л.д. 14/ экономическая деятельность ОАО "Челябинскгоргаз" связана с распределением газообразного топлива; оптовой торговлей прочим жидким и газообразным топливом; производством, передачей и распределением тепловой энергии; оптовой торговлей электрической и тепловой энергией (без их передачи и распределения); розничной торговлей бытовым жидким котельным топливом, газом в баллонах, углем; строительством зданий и сооружений; деятельностью в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в промышленности и строительстве.
Транспортные средства, имеющиеся на предприятии, используются Обществом для обеспечения указанного вида деятельности - доставка транспортом предприятия по месту назначения произведенной продукции, т.е. ОАО "Челябинскгоргаз" осуществляет деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств. Перевозку пассажиров и грузов, как вид предпринимательской деятельности, ОАО "Челябинскгоргаз" не осуществляет.
Из постановления об административном правонарушении от 05.06.2013 74 АА 000718 не усматривается что (кого) перевозили транспортные средства Общества.
Доказательства, устанавливающие факт осуществления ОАО "Челябинскгоргаз" предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и грузов материалы административного дела не содержат. Объяснения от лиц, которым Общество оказало коммерческие транспортные услуги, административным органом в ходе проверки не взяты. Постановление о возбуждении административного дела содержит лишь констатацию факта осуществления ОАО "Челябинскгоргаз" перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом с нарушением требований о проведении послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств. Проверки деятельности Общества не проводилось.
При указанных обстоятельствах, распространение требований ч. 4 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" на ОАО "Челябинскгоргаз" неправомерно.
Так как основной вид деятельности Общества связан с эксплуатацией транспортных средств, ОАО "Челябинскгоргаз" обязано выполнять требования, установленные п. 1 ст. 120 Закона о безопасности дорожного движения - организовать предрейсовый медицинский осмотр водителей предприятия.
Согласно представленному путевому листу от 15.05.2013 № 4510 /л.д. 115/ ОАО "Челябинскгоргаз", отметка медицинского работника о прохождении предрейсового медицинского осмотра водителя К.Н. имеется. В доказательство наличия полномочий медицинского работника осуществлять предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств, в материалы дела представлен договор об оказании медицинских услуг от 09.01.2013 № 195-1-12/П/7/1-"3" /л.д. 116/.
При указанных обстоятельствах, вина в совершении правонарушения ОАО "Челябинскгоргаз" в том смысле, как она трактуется в норме ст. 2.1 КоАП РФ, не доказана. Из материалов дела нельзя сделать вывод о фактическом осуществлении ответчиком предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров и груза. В связи с чем, факт нарушения ОАО "Челябинскгоргаз" требований законодательства в области проведения медицинских осмотров водителей транспортных средств предприятия, не может считаться доказанным.
Административным правонарушением признается противоправное, действие за которое установлена административная ответственность. Ответственность согласно ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ установлена за осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, соответственно факт осуществления такой деятельности должен устанавливаться при квалификации правонарушения.
При рассмотрении дела в суде восполнить указанные обстоятельства не представляется возможным.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Исходя из взаимосвязанных положений ст. 1.5 и ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, ч. 5 ст. 205 АПК РФ, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности, возлагается на административный орган, составивший протокол об административном правонарушении.
При указанных обстоятельствах суд не может установить в действиях лица факт осуществления деятельности с нарушением требований ч. 2 ст. 20 Закона о безопасности дорожного движения и, соответственно, состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ.
С учетом изложенного, постановление ГИБДД УМВД России по г. Челябинску о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ от 05.06.2013 № 74АА 000718 подлежит признанию незаконным и отмене.
Руководствуясь ст. ст. 167, 168, п. 2 ст. 176, ст. 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
решил:
признать незаконным и отменить постановление заместителя начальника ГИБДД УМВД России по г. Челябинску от 05.06.2913 № 000718 о привлечении к ответственности ОАО "Челябинскгоргаз" г. Челябинск к административной ответственности по части 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Челябинской области.
Судья
Л.А.ЕЛЬКИНА
------------------------------------------------------------------