Решение Арбитражного суда Челябинской области от 31.07.2013 по делу N А76-6900/2013 <Требование об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 2 ст. 15.27 КоАП РФ за назначение сотрудника, не прошедшего специальное обучение, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, за отсутствие обучения, инструктажа по выявлению необычных сделок, непредставление сведений о таких сделках удовлетворено, так как протокол составлен в отсутствие законного представителя организации, надлежащее извещение не доказано>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 24 июля 2013 г. по делу № А76-6900/2013
Решение в полном объеме изготовлено 31 июля 2013 года.
Резолютивная часть решения принята 24 июля 2013 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области В.В. Худякова
При ведении протокола судебного заседания секретарем с/з С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг", г. Челябинск,
к Межрегиональному управлению по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу, г. Екатеринбург,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения
в судебном заседании приняли участие представители: заявителя: К. (личность установлена по паспорту, действующий на основании доверенности б/н от 10.04.2013), ответчика: Л. (личность установлена по служебному удостоверению, действующая на основании доверенности б/н от 10.01.2013),
Общество с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг", г. Челябинск (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Межрегиональному управлению по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по финансовому мониторингу, г. Екатеринбург (далее - ответчик, административный орган) об оспаривании постановления № 03-13/19 от 13.03.2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, в виде наложения штрафа в размере 200 000 руб., а также представления № 21-04-11/1135 от 18.03.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Заявитель считает постановление о привлечении к административной ответственности незаконным, ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, а также на нарушения процедуры привлечения к административной ответственности в связи с пропуском срока давности.
Относительно требования о признании незаконным представления № 21-04-11/1135 от 18.03.2013 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения Обществом заявлен отказ от требований.
Административным органом заявленные требования отклонены, ссылаясь на совершение заявителем административного правонарушения в связи, с чем общество привлечено к административной ответственности,
Заслушав представителей заявителя, ответчика, а также, исследовав все материалы дела, арбитражный суд
установил:
из материалов дела видно, что на основании приказа о проведении выездной проверки № 21/4 от 14.01.2013 административным органом проведена проверка по соблюдению Обществом с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по адресу: ул. Валдайская, д. 17, г. Челябинск, по результатам которой составлен акт проверки № 3 от 14.02.2013.
15.02.2013 в отношении заявителя составлен протокол № 03-12/19 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 статьи 15.27 КоАП РФ.
Постановлением № 03-13/19 от 13.03.2013 Общество с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" привлечено к административной ответственности по 2 статьи 15.27 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 200 000 рублей.
Согласно протоколу № 03-12/19 от 15.02.2013 административное правонарушение состоит в том, что заявителем нарушены требования ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федерального закона № 115-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 05.12.2005 № 715 "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Постановления Правительства № 715), а именно:
Бездействие ООО "Трак Лизинг" выразилось в непринятии достаточных мер для исполнения возложенных на него обязанностей по исполнению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части организации и осуществления внутреннего контроля по: идентификации клиентов и выгодоприобретателей и фиксированию информации о них с учетом степени (уровня) риска по отношению к - отмыванию денежных средств полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ОД/ФТ); обучению сотрудников организации; выявлению и фиксированию информации о необычных сделках, что явилось причиной непредставления информации о необычных сделках, осуществление которых возможно связано с ОД/ФТ:
- Так, в период с 01.08.2012 г. и по день проведения проверки в обществе назначено специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение правил внутреннего контроля в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 115-ФЗ и Постановлением Правительства № 715, не соответствующее квалификационным требованиям, предъявляемым законодательством РФ в сфере ПОД/ФТ (Положение "О требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - ПОД/ФТ). Сотрудники организации не осведомлены о мерах, которые они должны предпринимать в целях предотвращения отмывания денежных средств, полученных преступным путем, и финансирования терроризма (ОД/ФТ), а следовательно, обществом не может быть обеспечено исполнение в полной мере обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, действующим в сфере ПОД/ФТ. (Функции специального должностного лица возложены на заместителя директора - Гаменюк Сергея Викторовича, что подтверждается картой постановки на учет в Росфинмониторинге (2-КПУ), представленной в Росфинмониторинг при постановке на учет 12.09.2012 г. вх. № 4427. Квалификационные требования, предъявляемые к СДЛ, документально не подтверждены. Перечень лиц, подлежащих обучению, в организации не определен, инструктажи в формах, предусмотренных законодательством, не проводятся).
- В ходе проверки ООО "Трак Лизинг" представлены анкеты клиентов - лизингополучателей: ИП Маринич В.В., ИП Р., ООО "Новая Энергия", в которых не фиксировались сведения, предусмотренные Постановлением Правительства № 715, формы анкет не соответствуют, предусмотренным в приложениях № 2 и № 3 Правилам внутреннего контроля (ПВК), которые разрабатываются с учетом требований Постановления Правительства РФ от 30.06.2012 г. № 667 "Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вступило в силу 17.07.2012 г.) (далее Постановление № 667).
- Не осуществлено должное информирование Росфинмониторинга по необычным сделкам, критерии выявления и определения признаков которых определены в приказе Росфинмониторинга от 09.05.2008 г. № 103 "Об утверждении рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок" (далее приказ № 103) в рамках договоров № ТЛ-01/КАМ/2012 от 09.08.2012 г., заключенным с ИП Р.; № ТЛ-02/КАМ/2012 от 04.09.2012 г., заключенным с ИП Маринич В.В.; № ТЛ-01/ЧМС/2012 от 28.08.2012 г., заключенным с ООО "Новая энергия".
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина ООО "Трак Лизинг" выражается в том, что обществом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению норм законодательства, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ от 07.08.2001 г. "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризм", при наличии у него реальной возможности соблюдения указанных норм и правил, направленных на исполнение требований Федерального закона.
Часть 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за Неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.
Ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее 115-ФЗ) лизинговые компании отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, права и обязанности которых содержатся в ст. 7 115-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 7 115-ФЗ и Постановлением № 715 организация должна назначать специальных должностных лиц (СДЛ), ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля.
В соответствии с п. 1 Постановления № 715, к СДЛ, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля и программ его осуществления, предъявляются следующие квалификационные требования:
а) наличие высшего профессионального образования по специальностям, относящимся к группе специальностей "Экономика и управление", либо по специальности "Юриспруденция", относящейся к группе специальностей "Гуманитарные и социальные науки", подтвержденного в установленном порядке, а при отсутствии указанного образования - опыта работы не менее двух лет на должностях, связанных с исполнением обязанностей по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
б) прохождение обучения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с требованиями, устанавливаемыми согласно Постановлению № 715.
В соответствии с п. 2 ст. 7 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля (ПВК); назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию ПВК, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с п. 1 ст. 7 115-ФЗ, Постановлением № 667 и приказом Росфинмониторинга от 17.02.2011 г. № 59 "Об утверждении положения о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения клиентом операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма" организация в составе правил внутреннего контроля разрабатывает программу идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей и программу оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.
В соответствии с пп. 2.13 - 2.16 положения, утвержденного Приказом № 59, организация при установлении деловых отношений с клиентом (принятии его на обслуживание) оценивает степень (уровень) риска с учетом признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - признаки повышенной степени (уровня) риска), самостоятельно включенных организацией в правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиента по мере их совершения, фиксирует обоснование оценки риска в анкете клиента.
Идентификация клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя включает в себя следующие мероприятия:
1. установление определенных пп. 1 п. 1 ст. 7 115-ФЗ сведений в отношении клиента, представителя клиента и выгодоприобретателя:
в отношении физического лица - фамилия, имя, отчество, гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, при наличии, идентификационный номер налогоплательщика;
в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения;
проверка наличия/отсутствия в отношении клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с п. 2 ст. 6 115-ФЗ;
определение принадлежности клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя в соответствии со ст. 7.3 115-ФЗ к иностранному публичному должностному лицу;
4. выявление юридических и физических лиц, имеющих соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо использующих счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории);
5. оценка и присвоение клиенту степени (уровня) риска.
Требования к определению уровня (степени) риска изложены Росфинмониторингом в информационном письме от 02.08.2011 г. № 17 (далее письмо № 17), в котором содержится перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами организаций, операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, сформированный на основе практики деятельности Росфинмониторинга, а также рекомендаций Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (далее перечень риской). В Приложении к указанному информационному письму содержится перечень признаков операций, видов и условий деятельности, имеющих повышенный риск совершения клиентами операций. Указанный перечень рисков содержит приложение № 7 действующих ПВК ООО "Трак Лизинг"
Таким образом, суд приходит к выводу, что Обществом с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 2 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Существенное нарушение процедуры наложения административного взыскания свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Из текста протокола от 15 февраля 2013 года об административном правонарушении в отношении общества следует, что он составлен в отсутствие законного представителя общества с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг".
По общему правилу, дела об административном правонарушении рассматриваются с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении его, о месте и времени рассмотрения дела и если не поступило ходатайство об отложении дела либо если такое ходатайство отклонено.
Административным органом в подтверждение факта извещения общества о времени и месте составления протокола на 14 часов 15 февраля 2013 года представлена телефонограмма/уведомление (л.д. 149).
Суд считает, что указанная телефонограмма таким доказательством не является: в ней отсутствуют сведения о том, кем она получена. Кроме того, текст телефонограммы свидетельствует о том, что она направлена 13 февраля 2013 года, в то время как согласно штампу она была зарегистрирована в административном органе 14.02.2013 года (№ 21-04-11/585).
Других доказательств извещения лица, в отношении которого ведется административное производство о времени и месте составления протокола административным органом не представлено
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, так как не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Тем самым заявитель оказался лишенным предоставленных административным законом гарантий защиты, поскольку не мог квалифицированно возражать и давать объяснения по существу предъявленного нарушения (обвинений), а также воспользоваться помощью защитника. Указанные процессуальные нарушения являются существенными (пункт 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ), так как могут и должны рассматриваться как не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Таким образом, в силу части 2 статьи 211 АПК РФ и пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях" от 02.06.2004 подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания решений о привлечении к административной ответственности незаконными.
В судебном заседании представителем Общества с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" заявлен отказ от требований в части признания недействительным представления от 18 марта 2013 года № 21-04-11/1135 "Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения".
В соответствии с ч. 2 ст. 49 АПК РФ заявитель вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от заявленных требований.
Исследовав материалы дела, суд считает, что заявленный отказ от части требований не нарушает прав и законных интересов других лиц, а потому может быть принят судом, в связи с чем, производство по заявлению в этой части подлежит прекращению.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 205 - 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
решил:
признать незаконным и отменить постановление от 13.03.2013 года № 03-13/19 о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Трак Лизинг" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 15.27 КоАП РФ в виде взыскания административного штрафа в размере 200 000 рублей
Принять отказ от требований о признании недействительным представления от 18 марта 2013 года № 21-04-11/1135 "Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Прекратить производство по требованию о признании недействительным представления от 18 марта 2013 года № 21-04-11/1135 "Об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения".
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления в полном объеме), через Арбитражный суд Челябинской области
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://www.18aas.arbitr.ru
Судья:
В.В.ХУДЯКОВА
------------------------------------------------------------------