Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Арбитражного суда Челябинской области от 29.04.2013 по делу N А76-397/2013 <Требование об отмене решения и предписания антимонопольного органа на действия при проведении открытого конкурса на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок удовлетворено, поскольку включение в документацию о торгах условий, которые приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих целям заказа, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. по делу № А76-397/2013

Резолютивная часть решения объявлена 23 апреля 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 29 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе судьи Наконечной О.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления экологии и природопользования администрации города Челябинска, г. Челябинск (ОГРН 1027403872748)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области, г. Челябинск (ОГРН 1027403895310)
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципального унитарного предприятия "ГорЭкоЦентр", г. Челябинск, Управления муниципального заказа администрации города Челябинска, г. Челябинск, Альтернативного правового движения представителей бизнеса Российской Федерации "Единая Россия", г. Москва, общества с ограниченной ответственностью "РТС-тендер", г. Москва
о признании недействительными решения от 10.12.2012 № 103-ВП/2012 и предписания от 10.12.2012 № 103-ВП/2012
при участии в заседании: заявителя:
Корбута А.В. - начальника, удостоверение;
Ю. - представителя по доверенности от 20.02.2013 № 025/174, паспорт;
заинтересованного лица: Д. - представителя по доверенности от 29.12.2012 № 74, удостоверение;
третьих лиц: не явились,

установил:

Управление экологии и природопользования администрации города Челябинска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган): решения от 10.12.2012 по делу № 103-ВП/2012 и предписания от 10.12.2012 № 103-ВП/2012.
Челябинское УФАС России представило отзыв на заявление от 20.02.2013 № 1506/09 (т. 1 л.д. 56 - 58), в котором просит в удовлетворении заявленного требования отказать. Оспариваемые акты считает изданными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании представители сторон поддержали позиции, изложенные ими в заявлении и в отзыве на заявление соответственно.
На основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определениями суда от 21.01.2013 и от 21.02.2013 (т. 1, л.д. 1 - 2; т. 2, л.д. 12 - 14) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены муниципальное унитарное предприятие "ГорЭкоЦентр" (далее - МУП "ГорЭкоЦентр"), Управление муниципального заказа администрации города Челябинска, Альтернативное правовое движение представителей бизнеса Российской Федерации "Единая Россия", общество с ограниченной ответственностью "РТС-тендер".
Управление муниципального заказа администрации города Челябинска представило мнение по делу от 21.02.2013 № 352 (т. 1 л.д. 50 - 53), в котором поддерживает заявленные требования.
Иные третьи лица мнения на заявление не представили.
Третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом посредством направления в их адреса копий определения от 20.03.2013 заказными письмами с уведомлениями (т. 1 л.д. 31 - 34; т. 2 л.д. 28 - 30, 33, 36), а также размещения данной информации на официальном сайте суда, ссылка на который имеется в определениях суда (т. 2 л.д. 37).
При таких обстоятельствах на основании статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителей третьих лиц.
Заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что в Челябинское УФАС России поступила жалоба Альтернативное правовое движение представителей бизнеса Российской Федерации "Единая Россия" от 21.11.2012 № 236 (т. 1 л.д. 96) на действия Управления при проведении открытого конкурса (извещение № 0169300000112006644) на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
Из материалов дела следует, что Управление (далее - Заказчик) и Управление муниципального заказа Администрации города Челябинска (далее - Уполномоченный орган) объявили о проведении аукциона.
В соответствии со статьей 41.5 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме размещено на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 09.11.2012.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3473705,75 рубля.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 30.11.2012 в 09 часов 00 минут.
Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме - 30.11.2012.
Дата проведения открытого аукциона в электронной форме - 03.12.2012.
Согласно жалобе Альтернативного правового движения представителей бизнеса Российской Федерации "Единая Россия" одним из требований, которое представлено администрацией города Челябинска (в лице Управления муниципального заказа администрации города Челябинска) перед участниками торгов, является наличие лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности. Данное требование противоречит законодательству Российской Федерации в области обращения с отходами, так как ликвидация и вывоз это - транспортирование отходов, и в данном случае - администрация города Челябинска не вправе требовать лицензию.
По результатам рассмотрения указанной жалобы антимонопольным органом 10.12.2012 принято решение по делу № 103-ВП/2012 о признании в действиях Управления нарушения части 1 статьи 41.6, части 2, 3.1 статьи 34, части 1, 2 статьи 19.1 Федерального закона от закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и части 1 - 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", далее - Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (т. 1 л.д. 69 - 73).
На основании данного решения антимонопольным органом в отношении заявителя вынесено предписание об устранении нарушений законодательства от 10.12.2012 № 103-ВП/2012 (т. 1 л.д. 74).
Не согласившись с указанными ненормативными правовыми актами Челябинского УФАС России, полагая, что последние нарушают права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованными актами, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
Как следует из оспариваемых ненормативных правовых актов, по результатам проведения внеплановой проверки в действиях Управления выявлено нарушение части 1 статьи 41.6, части 2, 3.1 статьи 34, части 1, 2 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ и части 1 - 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
Организационные и правовые основы рассмотрения дел о нарушениях антимонопольного законодательства Федеральной антимонопольной службой и ее территориальными органами установлены главой 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
На основании части 1 статьи 39 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела о нарушении антимонопольного законодательства, принимает по результатам их рассмотрения решения и выдает предписания.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе: координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников; создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом; нарушение порядка определения победителя или победителей торгов; участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
В силу пункта 1 статьи 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона.
Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ не предусмотрен запрет на объединение одноименных товаров, одноименных услуг при проведении торгов, не предусмотрен запрет на включение в состав одного лота работ и услуг, технологически и функционально связанных между собой.
Вывоз (транспортировка) отходов - это перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка; размещение отходов - хранение и захоронение отходов.
Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" установлено, что отходы производства и потребления, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1); запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (пункт 2); отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также с опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (пункт 3).
Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ), другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ к отходам производства и потребления относятся остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства, при этом под "обращением с отходами" понимается не только деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, но и деятельность, в процессе которой образуются отходы.
Опасными отходами являются отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами (абзац 2 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Запрещается захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.
Как установлено Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы, II класс - высоко опасные отходы, III класс - умеренно опасные отходы, IV класс - малоопасные отходы, V класс - практически неопасные отходы.
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2006 № 468 "Об утверждении перечней товаров (работ, услуг), длительность производственного цикла изготовления (выполнения, оказания) которых составляет свыше 6 месяцев" коду ВЭД 90.00.2 соответствует наименование работы (услуги) удаление и обработка твердых отходов, что включает в себя такие виды деятельности, как сбор отходов производства и потребления в мусорные баки, сбор и удаление строительного мусора, размещение отходов на земле, захоронение или запахивание отходов.
Исходя из изложенного, законодатель не разделяет работы по вывозу и размещению отходов.
Кроме того, согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) ОК 029-2007, утвержденному Госстандартом России от 06.11.2001 № 454-ст, услуги по вывозу твердых бытовых отходов классифицируются по коду ОКВЭД - 90.00.2 "Удаление и обработка твердых отходов".
Эта группировка включает:
сбор мусора, хлама, отбросов и отходов;
сбор и удаление строительного мусора;
уничтожение отходов методом сжигания или другими способами: измельчение отходов, свалку отходов на земле или в воде, захоронение или запахивание отходов;
обработку и уничтожение опасных отходов, включая очистку загрязненной почвы;
захоронение радиоактивных отходов.
Следовательно, в соответствии с ОКВЭД сбор, вывоз и размещение (захоронение) отходов - единый вид услуг.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что сбор, вывоз, размещение отходов - это деятельность, которая технологически и функционально связана между собой, элементы которой составляют единый технологический процесс.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ, вступил в действие с 03.11.2011) лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.
В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона 04.05.2011 № 99-ФЗ деятельность по сбору, использованию и обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 № 255, регулируется лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, скорректированы содержание лицензионных требований и условий, состав необходимой для получения лицензии документации, а также определен перечень грубых нарушений лицензионных требований и условий.
Положением не предусмотрено лицензирование какого-либо вида деятельности отдельно, а также не предусмотрено ограничений на осуществление одного из видов деятельности. Лицензия имеет общее название - на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, лицензия имеет приложение, в котором указаны виды отходов, классы опасности и разрешенная деятельность.
Как следует из материалов дела, в оспариваемых актах антимонопольным органом указано на несоответствие действий Управления, выраженных в объединении в один лот различных видов работ - работ по вывозу и размещению отходов, требованиям части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ. Челябинским УФАС России необоснованно разделены работы по вывозу и размещению отходов, однако, как отмечалось ранее, законодателем указанные виды работ не разделяются.
На основании изложенного выводы антимонопольного органа о нарушении заявителем требований части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ при проведении открытого конкурса (извещение № 0169300000112006644) на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок, не являются обоснованными ввиду их противоречия нормам законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ для установления начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) источниками информации о ценах товаров, работ, услуг, являющихся предметом заказа, могут быть данные государственной статистической отчетности, официальный сайт, реестр контрактов, информация о ценах производителей, общедоступные результаты изучения рынка, исследования рынка, проведенные по инициативе заказчика, уполномоченного органа, в том числе по контракту или гражданско-правовому договору, и иные источники информации. Заказчик, уполномоченный орган вправе осуществить свои расчеты начальной (максимальной) цены контракта (цены лота).
В соответствии с частью 2 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок указывается обоснование начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), содержащее полученные заказчиком, уполномоченным органом информацию или расчеты и использованные заказчиком источники информации о ценах товаров, работ, услуг, в том числе путем указания соответствующих сайтов в сети "Интернет" или иного указания.
Таким образом, Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ не ограничивает заказчика в способах определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), а устанавливает только необходимость указания обоснования начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) в конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в документации об открытом аукционе в электронной форме), извещении о проведении запроса котировок.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что в приложении № 2 к извещениям о проведении запросов котировок имеется Таблица расчета начальной (максимальной) цены контракта (т. 1 л. д. 94, 113), в которой указана информация о порядке расчета начальной (максимальной) цены аукциона.
Начальная (максимальная) цена определена в соответствии с распоряжением администрации города Челябинска от 18.04.2011 № 2287 "Об определении начальной (максимальной) цены муниципального контракта, иного гражданско-правового договора при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд города Челябинска" (т. 1 л.д. 90 - 93) на основании Методики определения начальной (максимальной) цены государственного контракта, иного гражданско-правового договора при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд, утвержденной постановлением Губернатора Челябинской области от 09.12.2010 № 408.
В связи с этим суд считает, что заявителем соблюдены требования законодательства в части обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Суд также считает, что примененный заявителем способ определения начальной (максимальной) цены контракта не нарушает прав и законных интересов ни участников настоящего спора, ни потенциальных участников, желающих принять участие в открытом конкурсе (извещение № 0169300000112006644) на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок.
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу об отсутствии в действиях Управления при размещении муниципального заказа и проведении открытого конкурса (извещение № 0169300000112006644) на выполнение работ по ликвидации несанкционированных свалок, нарушения части 1 и 2 статьи 19.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ.
Поэтому заявленные требования подлежат удовлетворению.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области

решил:

заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительными ненормативные правовые акты Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области: решение от 10.12.2012 № 103-ВП/2012 по результатам проведения внеплановой проверки и предписание от 10.12.2012 № 103-ВП/2012 об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о размещении заказов.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ


------------------------------------------------------------------