Определение Уставного суда Челябинской области от 23.04.2013 N 001/13-О "По ходатайству Министерства финансов Челябинской области о разъяснении Постановления Уставного суда Челябинской области от 12 февраля 2013 года N 001/13-П"
УСТАВНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. № 001/13-О
по ходатайству Министерства финансов Челябинской области
о разъяснении Постановления Уставного суда Челябинской
области от 12 февраля 2013 года № 001/13-П
Уставный суд Челябинской области в составе председательствующего - председателя суда Еремеева Е.Г., судей Гусенкова А.А., Камалова О.А., Оглезневой Е.Г., Титовой Е.В.,
заслушав заключение судьи Титовой Е.В., проводившей на основании статьи 39 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" предварительное изучение ходатайства Министерства финансов Челябинской области о разъяснении Постановления Уставного суда Челябинской области от 12 февраля 2013 года № 001/13-П,
установил:
1. Постановлением Уставного суда Челябинской области от 12 февраля 2013 года № 001/13-П положение пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО "О транспортном налоге" признано не соответствующим статье 2 (части 1) и статье 69 (части 1) Устава (Основного Закона) Челябинской области в той мере, в какой право пенсионеров на налоговую льготу ограничено мощностью двигателя легковых автомобилей до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно.
В своем ходатайстве Министерство финансов Челябинской области просит разъяснить:
касается ли постановление Уставного суда всех пенсионеров либо только тех, которые приобрели право на льготу до вступления в действие Закона Челябинской области "О транспортном налоге" в редакции от 30 сентября 2008 года, то есть в период до 1 января 2009 года (как указано в мотивировочной части постановления);
сроки вступления в силу закона Челябинской области, направленного на исполнение постановления Уставного суда с учетом требований статьи 174.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
механизм исполнения постановления Уставного суда в части определения источника покрытия дефицита областного бюджета и местных бюджетов, образующегося в соответствии с постановлением Уставного суда;
существует ли необходимость какого-либо - дополнительно к постановлению Уставного суда - судебного акт (в частности, суда общей юрисдикции), еще раз подтверждающего наличие в законодательстве Челябинской области норм, не подлежащих применению как не соответствующих Уставу (Основному закону) Челябинской области;
означает ли указание в мотивировочной части постановления Уставного суда на умаление права граждан, пользующихся льготами в период до 1 января 2009 года, что граждане должны быть восстановлены в правах только в отношении того транспортного средства, которое являлось объектом льготного налогообложения по состоянию на 1 января 2009 года.
2. По смыслу статьи 78 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" Уставный суд вправе давать разъяснение вынесенного им решения только в пределах содержания данного решения и только по предмету, относящемуся к сфере полномочий суда. Таким образом, ходатайство о даче разъяснений подлежит удовлетворению только в той мере, в которой поставленные в нем вопросы не предполагают необходимость формулирования дополнительных, не изложенных в решении, правовых позиций.
Согласно статье 71 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" в постановлении Уставного суда, излагаемом в виде отдельного документа, в зависимости от характера рассматриваемого вопроса могут определяться порядок вступления указанного постановления в силу, а также порядок, сроки и особенности его исполнения и опубликования. В случае, когда они специально не определены, действует общий порядок, установленный названным Законом Челябинской области.
В соответствии со статьей 75 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" постановление Уставного суда окончательно, обжалованию не подлежит и вступает в законную силу немедленно после его провозглашения.
Постановление Уставного суда действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Правовые акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу области, не подлежат применению независимо от решения об отмене органами, их принявшими.
Таким образом, положение пункта 2 статьи 4 Закона Челябинской области от 28 ноября 2002 года № 114-ЗО "О транспортном налоге", признанное не соответствующим статье 2 (части 1) и статье 69 (части 1) Устава (Основного Закона) Челябинской области в той мере, в какой право пенсионеров на налоговую льготу ограничено мощностью двигателя легковых автомобилей до 150 лошадиных сил (до 110,33 кВт) включительно, не подлежит применению в отношении всех пенсионеров, имеющих право на указанную льготу.
Такое правовое регулирование распространяется на правоотношения, возникшие с момента провозглашения решения Уставного суда, то есть с 12 февраля 2013 года и до установления законодателем Челябинской области иного правового механизма налогообложения указанной категории лиц.
В соответствии со статьей 76 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" постановление Уставного суда подлежит исполнению немедленно после его опубликования, а в случае принятия правового акта коллегиальным органом - на ближайшем заседании этого органа, что в силу части 3 статьи 5 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области" предполагает рассмотрение органом государственной власти вопроса о принятии нового правового акта, который должен, в частности, содержать положение о внесении необходимых изменений и (или) пополнений в акт, признанный не соответствующим Уставу области в отдельной его части.
Законодатель Челябинской области, как указано в пункте втором Постановления от 12 февраля 2013 года № 001/13-П, обладает достаточной степенью дискреции при установлении правового регулирования в сфере налогов и сборов, включая определение субъектов и объектов налогообложения, правил предоставления льгот, способов исчисления конкретных ставок и иных аспектов правовой регламентации транспортного налога.
Определение возможных путей установления механизма налогообложения с использованием существующих либо подлежащих разработке правовых способов и средств, как и разрешение других поставленных в ходатайстве вопросов, касающихся практического исполнения указанного постановления, составляет компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, включая Министерство финансов Челябинской области, и не относится к полномочиям Уставного суда.
Таким образом, рассмотрение поставленных в ходатайстве вопросов либо предполагает изменение содержания резолютивной части постановления Уставного суда по существу, что выходит за пределы возможностей разъяснения вынесенного решения (вопросы 1 и 5), либо не требует издания специального акта Уставного суда ввиду отсутствия неясности в применении положений Закона об Уставном суде (вопрос 4), либо не входит в компетенцию Уставного суда (вопросы 2 и 3).
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 78 Закона Челябинской области "Об Уставном суде Челябинской области", Уставный суд Челябинской области
определил:
1. Признать ходатайство Министерства финансов Челябинской области не подлежащим дальнейшему рассмотрению, поскольку для разрешения поставленных заявителем вопросов официальное разъяснение Постановления Уставного суда Челябинской области от 12 февраля 2013 года № 001/13-П не требуется.
2. Определение Уставного суда Челябинской области по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в официальном издании органов государственной власти Челябинской области - газете "Южноуральская панорама".
Председательствующий
Е.Г.ЕРЕМЕЕВ
Судьи
А.А.ГУСЕНКОВ
О.А.КАМАЛОВ
Е.Г.ОГЛЕЗНЕВА
Е.В.ТИТОВА
------------------------------------------------------------------