Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 18.04.2013 по делу N 4-03/13 <О нарушении организацией, выразившемся в установлении в договоре тарифов на водоотведение , не утвержденных в установленном порядке>
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2013 г. по делу № 4-03/13
г. Челябинск,
пр. Ленина, 59
Резолютивная часть решения оглашена 4 апреля 2013 года.
В полном объеме решение изготовлено 18 апреля 2013 года.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель комиссии - Семенова Елена Григорьевна - заместитель
руководителя Челябинского УФАС России;
Члены Комиссии: - Ветрова Татьяна Алексеевна - начальник
отдела контроля естественных монополий,
ЖКХ и транспорта Челябинского УФАС России;
Елкина Анна Игоревна - ведущий специалист-
эксперт отдела контроля естественных
монополий, ЖКХ и транспорта Челябинского
УФАС России,
в присутствии:
представителя ООО "Т" по доверенности;
представителя ЗАО "В-К" по доверенности;
представителя ЗАО "В-К" по доверенности,
рассмотрев дело № 4-03/13 по признакам нарушения ООО "Т" части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В Челябинское УФАС России поступили материалы прокурорской проверки на действия ООО "Т", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на водоотведение (транспортировку сточных вод).
В соответствии с материалами прокурорской проверки, между МУП "Производственное объединение водоснабжения и водоотведения" (далее - МУП "ПОВВ") и ООО "Т" заключен договор на поставку питьевой воды и прием сточных вод от 16.05.2011 № (67/07)-10400. Предметом данного договора является поставка питьевой воды и прием сточных вод поставщиком на объект (промплощадку), расположенный по адресу: г. Челябинск, Курчатовский район, Свердловский тракт, 38.
ООО "Т" осуществляет транзит канализационных стоков в систему МУП "ПОВВ".
ООО "Т" заключило договор на транзит сточных вод от 01.07.2012 с ЗАО "В-К".
Предметом данного договора является транзит сточных вод, проходящих через сети "Исполнителя" (ООО "Т") в городской коллектор, а также порядок их оплаты.
В соответствии с данным договором исполнение договора оплачивается по ценам, установленным в протоколе согласования цен, который ежегодно оформляется и подписывается сторонами.
В соответствии с протоколом согласования цены (приложение к договору) транзит хозфекальных стоков (за 1 куб. м) составляет 26,89 руб.
Инженерные сети ЗАО "В-К" непосредственно подключены к сетям ООО "Т" и не имеют технологического присоединения к сетям МУП "ПОВВ".
Право собственности на инженерные сети принадлежит ООО "Т" в результате реорганизации ООО "Челябинский тракторный завод-УРАЛТРАК".
В целях осуществления государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства Челябинским УФАС России в адрес ГК ЕТО Челябинской области был направлен запрос о представлении информации о тарифах на транзит сточных вод на 2012 год, установленных для ООО "Т".
На указанный запрос ГК ЕТО Челябинской области сообщило следующее. В 2012 году ООО "Т" в адрес ГК ЕТО Челябинской области за установлением тарифа на услуги водоотведения (транспортирование стоков) не обращалось. Затраты по транспортированию стоков ООО "Т" в тарифы на услуги водоотведения для МУП "ПОВВ" г. Челябинска на 2012 и 2013 годы не включались.
Изучив имеющиеся материалы проверки по заявлению, Челябинское УФАС России приходит к следующим выводам.
1. Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (ст. 1 Закона о защите конкуренции).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ст. 5 Закона о защите конкуренции).
Доминирующим в силу законодательства также признается положение хозяйствующего субъекта, являющегося субъектом естественной монополии на товарном рынке.
Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях) определено, что естественная монополия - это состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров; субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.
В силу статьи 4 Закона о естественных монополиях к сферам деятельности субъектов естественных монополий относятся услуги водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, под понятием водоотведения понимается технологический процесс, обеспечивающий прием сточных вод абонентов с последующей передачей их на очистные сооружения канализации. При этом абонентом является юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
ООО "Т" является субъектом естественной монополии на рынке оказания услуг водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
2. Из содержания части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") следует, что в соответствии с названным Федеральным законом подлежат регулированию в том числе тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2012 № 289-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона о водоснабжении водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
В соответствии с пунктом 15 статьи 2 Закона о водоснабжении организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем.
ООО "Т" является организацией коммунального комплекса, поскольку осуществляет эксплуатацию систем коммунальной инфраструктуры, используемых для оказания услуг ЗАО "В-К" в целях приема сточных вод.
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения: 1) тариф на водоотведение; 2) тариф на транспортировку сточных вод; 3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В соответствии с пунктом 3 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2008 № 520, для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляют документы до 1 мая текущего года в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса.
По результатам рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования принимает решение об установлении соответствующих тарифов и надбавок.
В соответствии с Постановлением Губернатора Челябинской области от 01.09.2004 № 477 "Об утверждении положения, структуры и штатной численности единого тарифного органа" органом исполнительной власти Челябинской области, осуществляющим реализацию единой государственной ценовой (тарифной) политики и государственный контроль (надзор) за соблюдением порядка ценообразования на территории Челябинской области является Государственный комитет "Единый тарифный орган Челябинской области" (далее - ГК "ЕТО Челябинской области").
Материалами дела установлено, что ООО "Т" не обращалось для установления тарифов на услуги водоотведения в ГК "ЕТО Челябинской области".
Отношения по водоотведению возникли между ООО "Т" и ЗАО "В-К" с 01.07.2012.
Таким образом, ООО "Т" оказывало услуги по водоотведению в период с 01.07.2012 по настоящее время без утверждения в установленном законом порядке тарифа на водоотведение (транзит сточных вод), применяет самостоятельно установленный тариф на водоотведение в размере 26,89 руб.
Таким образом, ООО "Т" при оказании услуг водоотведения допустило нарушение порядка ценообразования, выразившееся в указании в договоре, заключенным с ЗАО "В-К", тарифов на водоотведение (транзит сточных вод), не утвержденных в установленном порядке.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 № 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", поскольку запрет на нарушение лицом, занимающим доминирующее положение, установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования прямо поименован в части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления предусмотренных данной статьей негативных последствий презюмируется и не требует доказывания антимонопольным органом.
Таким образом, Комиссия квалифицирует действия ООО "Т" по установлению в договоре с ЗАО "В-К" тарифов на водоотведение (транзит сточных вод), не утвержденных в установленном порядке, как нарушение порядка ценообразования (пункт 10 части 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции").
3. По факту прекращения приема сточных вод Комиссия Челябинского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть водой, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
В силу пункта 1 статьи 539 ГК Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 546 ГК Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
На заседании Комиссии Челябинского УФАС России представитель ЗАО "В-К" пояснил, что в период с 25.09.2012 по 28.09.2012 ООО "Т" прекратило прием сточных вод с территории ЗАО "В-К". В связи с данными обстоятельствами генеральный директор ЗАО "В-К" обратился в Прокуратуру Курчатовского района города Челябинска о самоуправных действиях должностных лиц ООО "Т" в части прекращения сброса канализационных стоков с территории ЗАО "В-К".
В материалах дела содержится Предостережение о недопустимости нарушений закона от 26.10.2012, выданное Прокуратурой Курчатовского района города Челябинска на основании статьи 25.1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации". Предостережение выдано <...>, заместителю генерального директора ООО "Т", о недопустимости нарушений законов в сфере оказания жилищно-коммунальных услуг, а именно о недопустимости ограничения и/или отключения приема сточных вод ЗАО "В-К" в случае неуплаты задолженности.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, действия ООО "Т", выразившиеся в прекращении приема сточных вод в период с 25 сентября по 28 сентября 2012 года, являются нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В материалах антимонопольного дела имеется информация, что 28.09.2012 прием сточных вод с территории ЗАО "В-К" ООО "Т" возобновило.
Таким образом, Комиссия Челябинского УФАС России принимает решение о прекращение рассмотрения дела на действие ООО "Т", выразившегося в прекращении приема сточных вод от ЗАО "В-К", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 - 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ООО "Т", выразившиеся в установлении в договоре с ЗАО "В-К" тарифов на водоотведение (транзит сточных вод), не утвержденных в установленном порядке, нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования, то есть нарушением пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
2. Выдать ООО "Т" предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, выразившегося в установлении в договоре с ЗАО "В-К" тарифов на водоотведение (транзит сточных вод), не утвержденных в установленном порядке.
3. Признать действия ООО "Т", выразившиеся в прекращении приема сточных вод в период с 25 сентября по 28 сентября 2012 года, нарушением пункта 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
4. Прекратить производство по делу в отношении ООО "Т" по пункту 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в прекращении приема сточных вод от ЗАО "В-К", в связи с добровольным устранением нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
5. Передать материалы настоящего дела должностному лицу, уполномоченному составлять протоколы об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Е.Г.СЕМЕНОВА
Члены Комиссии
Т.А.ВЕТРОВА
А.И.ЕЛКИНА
------------------------------------------------------------------