Решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.04.2013 по делу N А76-22229/2012 <О признании недействующими подпунктов 2, 4, 13 пункта 10 "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске", утвержденного решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 N 21/2>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. по делу № А76-22229/2012
Резолютивная часть решения объявлена 04.04.2013 г.
Полный текст решения изготовлен 04.04.2013 г.
Арбитражный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Костылева И.В., судей Мрез И.В., Бастена Д.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Киселевой А.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
общества с ограниченной ответственностью "Стратегия Восток"
к Челябинской городской Думе
о признании недействующим "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске", утвержденного 17.04.2009 Челябинской городской Думой принято решение № 21/1 "Об утверждении порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" в части требования документов, указанных в пп. 2, 4, 13 п. 10 Порядка.
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрации г. Челябинска, ГУАиГ Администрации г. Челябинска
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Лечидова А.А. - представителя по доверенности от 01.07.2012 паспорт.
от ответчика: Легоньковой Н.А. - представителя по доверенности от 07.06.2010 служебное удостоверение.
от третьих лиц:
от Администрации г. Челябинска: Марочкиной Е.И. - представителя по доверенности от 22.06.2012 служебное удостоверение.
от Главного управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Челябинска: Павлова К.А. - представителя по доверенности от 05.07.2012, удостоверение
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Стратегия Восток" обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением (л.д. 2 - 4) к Челябинской городской Думе, в котором просит признать недействующими положения пунктов 2, 3, 4, 5, 8, 13, 14 пункта 10 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске", противоречащих Градостроительному кодексу РФ.
Заявителем представлено письменное уточнение предмета заявленных требований, в соответствии с которым просит признать недействующими пп. 2, 4, 13 п. 10 Приложения к решению Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске".
Судом уточнение заявленных требований принято в порядке, предусмотренным ст. 49 Арбитражно-процессуального кодекса РФ.
В обоснование заявленных требований Заявитель указывает, что положения Градостроительного кодекса РФ не предусматривают наличие правовых оснований для истребования документов, указанных в пп. 2, 4, 13 п. 10 оспариваемого нормативного правового акта.
Ответчик с требованиями Заявителя не согласен, считает, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует требованиям ГрК РФ.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Администрация г. Челябинска, ГУАиГ Администрации г. Челябинска.
Представители Администрации г. Челябинска и ГУАиГ г. Челябинска в судебном заседании поддержали позицию Ответчика.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела документы, арбитражный суд считает требования Заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявитель указывает, что его основным видом экономической деятельности является строительство зданий и сооружений (л.д. 25 - оборот).
В соответствии с пп. 2 ч. 9 ст. 51 ГрК РФ для получения разрешения на строительство необходимо предоставление градостроительного плана земельного участка.
По мнению Заявителя, необоснованное требование о предоставлении дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка незаконно возлагает на Заявителя обязанность по сбору таких документов, что создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.
Решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2 "Об утверждении Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" утвержден "Порядок подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" (далее - Порядок).
Оспариваемыми пп. 2, 4, 13 п. 10 Порядка предусмотрено, что в состав перечня документов, прилагаемых к заявлению о выдаче градостроительного плана земельного участка, входят:
2) технический паспорт на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии таких объектов недвижимости),
4) материалы топографической съемки в М 1:500,
13) имеющиеся сведения об историческом назначении объектов культурного наследия и их фактическом использовании, о включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр, номер и дата постановки на учет (при наличии таких объектов).
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (пункт 2).
Пункт 3 статьи 44 ГрК РФ предусматривает, что в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
1) границы земельного участка;
2) границы зон действия публичных сервитутов;
3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Исходя из вышеизложенных норм следует, что ГПЗУ по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
В силу части 17 статьи 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
На основании приведенных норм закона суд приходит к выводу о том, что подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования градостроительного плана и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Названный вывод также отражен в решении Верховного Суда РФ от 14.05.2012 по делу № АКПИ12-290, в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 04.02.2013 г. № Ф09-14251/12.
В связи с вышеизложенным, суд считает, что требование о предоставлении, для получения градостроительного плана земельного участка, технического паспорта на объекты капитального строительства, расположенные на территории земельного участка (при наличии таких объектов недвижимости), материалов топографической съемки в М 1:500, имеющихся сведений об историческом назначении объектов культурного наследия и их фактическом использовании, о включении объектов культурного наследия в единый государственный реестр, номер и дата постановки на учет (при наличии таких объектов), является не правомерным, не соответствующим ГрК РФ, в связи с чем требование заявителя о признании недействующим пп. 2, 4, 13 п. 10 "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске" является обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В связи с вышеизложенным, требования Заявителя подлежат удовлетворению.
Довод Ответчика и третьих лиц относительно того, что представление с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка дополнительных документов необходимо для заполнения Формы градостроительного плана земельного участка судом отклоняется по следующим основаниям.
Форма градостроительного плана земельного участка, утвержденная приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. № 207, предусматривает строки для заполнения оснований подготовки градостроительного плана в виде реквизитов заявления обратившегося физического или юридического лица, а также их фамилии, имени, отчества и наименования, что соответствует вышеназванным нормам Градостроительного кодекса Российской Федерации, так как отражает лишь факт поступления обращения и не содержит никаких предписаний о предоставлении каких-либо иных документов.
При обращении с заявлением в арбитражный суд заявителем была уплачена государственная пошлина в сумме 2000 руб. по требованию о признании недействующим нормативного правового акта.
Согласно п/п. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 г. № 281-ФЗ) органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
Между тем в случае, если решение принято полностью или частично не в пользу органа местного самоуправления, выступающего по делу в качестве ответчика, вопрос о возмещении истцу расходов по уплате государственной пошлины решается исходя из общего принципа отнесения судебных расходов на стороны пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований (ч. 1 ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 5, 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 № 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации").
В связи с изложенным, поскольку требования Заявителя удовлетворены, с Ответчика в пользу Заявителя подлежат взысканию в равных долях судебные расходы по госпошлине в общей сумме 2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 49, 110, 167 - 170, 176, 194, 195 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью "Стратегия Восток" удовлетворить.
Признать пп. 2, 4, 13 п. 10 "Порядка подготовки, утверждения, регистрации и выдачи градостроительных планов земельных участков в городе Челябинске", утвержденного решением Челябинской городской Думы от 17.04.2007 № 21/2, не соответствующими Градостроительному кодексу РФ.
Взыскать с Челябинской городской Думы в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Стратегия Восток" расходы по уплате госпошлины в сумме 2000 руб.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение месяца со дня его вступления в законную силу путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
И.В.КОСТЫЛЕВ
Судьи:
И.В.МРЕЗ
Д.А.БАСТЕН
------------------------------------------------------------------