Решение Арбитражного суда Челябинской области от 02.12.2013 по делу N А76-18477/2013 <В удовлетворении заявления о признании недействующим постановления органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний отказано, так как оспариваемое постановление принято в соответствии с нормами Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 2 декабря 2013 г. по делу № А76-18477/2013
Резолютивная часть решения объявлена 26 ноября 2013 года.
Решение изготовлено в полном объеме 2 декабря 2013 года.
Арбитражный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Наконечной О.Г., судей Костылева И.В., Мрез И.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению
открытого акционерного общества "Златоустовский машиностроительный завод", г. Златоуст (ОГРН 1097404000594)
к администрации Златоустовского городского округа, г. Златоуст (ОГРН 1027400579777)
при участии в деле прокурора Челябинской области
о признании недействующим постановления от 16.08.2013 № 336-п
при участии в заседании:
заявителя: К.Т. - представителя по доверенности от 01.01.2013 № 280-63, паспорт;
заинтересованного лица: М.Е. - представителя по доверенности от 18.10.2012 № 7830, удостоверение;
прокурора Челябинской области: К.Р. - представителя, удостоверение,
установил:
открытое акционерное общество "Златоустовский машиностроительный завод" (далее - ОАО "Златмаш") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации Златоустовского городского округа (далее - Администрация) от 16.08.2013 № 336-п "О назначении публичных слушаний".
В обоснование заявления указано, что оспариваемое постановление не соответствует статье 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и нарушает права и законные интересы ОАО "Златмаш" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала позицию, изложенную в заявлении.
Администрация представила отзыв на заявление (л.д. 98 - 99), в котором просит отказать в удовлетворении заявления, требование ОАО "Златмаш" считает неправомерным.
26.11.2013 в дело вступил прокурор Челябинской области. В отзыве на заявление от 25.11.2013 № 38-40у-2013 прокурор Челябинской области согласился с позицией заявителя (л.д. 114 - 116).
Заслушав пояснения представителей сторон, прокурора Челябинской области, исследовав имеющиеся в деле письменные доказательства, арбитражный суд считает заявление подлежащим отклонению по следующим мотивам.
Из материалов дела следует, что ОАО "Златмаш" на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 74:25:0307403:136, 74:25:0307403:137, 74:25:0307403:138, 74:25:0307403:139, 74:25:0307403:140, 74:25:0307403:144, 74:25:0307403:145, 74:25:0307403:146, 74:25:0307403:147, 74:25:0307403:153, 74:25:0307403:154, 74:25:0307403:155, 74:25:0307403:156, расположенные по адресу: г. Златоуст, ул. им. М.С. Урицкого, 38, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности (л.д. 7 - 19).
Согласно постановлению главы Златоустовского городского округа от 28.01.2008 № 12-п ФГУП "Производственное объединение "Златоустовский машиностроительный завод" (правопредшественник заявителя) разрешена разработка проекта планировки территории и проекта межевания территории микрорайона "Сосновый бор", расположенного по адресу: г. Златоуст, планировочный район города Юго-восточный (03), территориальная зона 14, ограничения с Северо-Восточной стороны - речка Есаулка, с Северо-Западной стороны - ул. им. М.С. Урицкого. Ориентировочная площадь участка - 35 га (л.д. 22, 23).
На основании указанного постановления от 28.01.2008 № 12-п заявитель по выданному Администрацией техническому заданию (л.д. 24) разработал проект планировки и межевания указанной территории (л.д. 45 - 50).
Распоряжением от 01.12.2011 № 1746-р (л.д. 26 - 27) данный проект планировки и межевания утвержден Администрацией (пункт 7 указанного распоряжения).
На основании утвержденного проекта планировки с межеванием территории микрорайона "Сосновый бор" решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 05.07.2013 № 36-ЗГО внесены изменения в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки в части уточнения установленных градостроительным регламентом предельных параметров разрешенного строительства (л.д. 30 - 31).
Постановлением Администрации от 16.08.2013 № 336-п (л.д. 6) назначены на 01.11.2013 на 17 час. 30 мин. в конференц-зале Администрации публичные слушания по вопросу обсуждения проекта "Предложений по внесению изменений в Генеральный план г. Златоуста и Правила землепользования и застройки г. Златоуста".
Не согласившись с вышеуказанным постановлением Администрации, полагая, что последнее нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере, с соблюдением срока, установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ, ОАО "Златмаш" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.
В силу статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.
Статьей 29 АПК РФ установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов определены главами 23, 24 АПК РФ соответственно, которыми установлен различный порядок рассмотрения споров и обжалования судебных актов, принятых по результатам такого рассмотрения.
Для решения вопроса о том, является ли постановление Администрации от 16.08.2013 № 336-п "О назначении публичных слушаний" (т. 1 л.д. 6) нормативным правовым актом, необходимо определить правовую природу обжалуемого акта.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.01.2007 № 12547/06, под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, под правовой нормой - общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Согласно правовой позиции, изложенной постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
Под ненормативным правовым актом уполномоченного органа понимается одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного органа по конкретному вопросу, обращенное к определенному лицу и направленное на установление, изменение и прекращение конкретных прав и обязанностей.
Таким образом, существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 29 АПК РФ, арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 5 статьи 29 АПК РФ арбитражные суды также рассматривают и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Под ненормативным правовым актом понимается односторонний акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти, содержащий властные предписания, обязательные для исполнения, устанавливающий, изменяющий или отменяющий права и обязанности конкретных лиц.
Один из главных квалифицирующих признаков ненормативного правового акта - обязательность исполнения властного предписания, направленного на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей определенных лиц. Документы, не содержащие обязательных для исполнения требований, не влекут правовых последствий и не могут затрагивать права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.
Ненормативные правовые акты принимаются органами, осуществляющими публичные полномочия, в инициативном порядке, поэтому носят односторонний характер. Форма ненормативного правового акта, как правило, определяется соответствующим нормативным актом, но может быть и не определена. В силу этого форма ненормативного правового акта не является необходимым признаком при его квалификации. В качестве таковых могут выступать постановления, распоряжения, приказы, протоколы, положения, инструкции, указания, директивы. Ненормативный правовой акт также может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.
Индивидуальный характер ненормативного акта обусловлен его правоприменительным свойством, его действие направлено на конкретное лицо или группу лиц, акт принимается для урегулирования конкретного отношения.
Действие ненормативного акта исчерпывается его исполнением, он направлен на однократное применение.
Постановление Администрации от 16.08.2013 № 336-п "О назначении публичных слушаний" фактически является ненормативным правовым актом, то есть, актом индивидуального характера, принятым компетентным органом в результате реализации им своих властных полномочий (независимо от формы выражения), который носит разовый характер (публичные слушания назначены на конкретную дату и час), не носит обязательный характер для неопределенного круга лиц (заинтересованные лица могут участвовать в публичных слушаниях и вносить свои замечания и предложения в добровольном-необязательном порядке), данный акт принят для урегулирования конкретных отношений.
Пунктом 4 части 3 статьи 8 ГрК РФ установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относится утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории.
В соответствии с пунктом 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа.
В соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 27 Устава Златоустовского городского округа Администрация округа организует разработку генерального плана Городского округа, правил землепользования и застройки, документации по планировки территории, выдает разрешение на строительство, разрешение на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на территории городского округа, местных нормативов градостроительного проектирования; осуществляет ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществляет земельный контроль за использованием земель Городского округа.
Согласно части 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГрК РФ решения о подготовке документации по планировке территории принимаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления. Как следует из части 8 указанной статьи, подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно либо на основании государственного или муниципального контракта и может осуществляться физическими и юридическими лицами за счет их средств.
В соответствии с частью 13 статьи 45 ГрК РФ особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления городского округа, устанавливаются статьей 46 Кодекса.
Статьей 46 ГрК РФ предусмотрены особенности подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа.
Частью 1 статьи 46 ГрК РФ предусмотрено, что решение о подготовке документации по планировке территории принимается органом местного самоуправления поселения или органом местного самоуправления городского округа по инициативе указанных органов либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории.
В силу части 5 статьи 46 ГрК РФ особенностью подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основе решения органа местного самоуправления городского округа, является обязательное рассмотрение проектов планировки и проектов межевания территории до их утверждения на публичных слушаниях.
Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений названной статьи (часть 6 статьи 46 ГрК РФ).
Согласно частям 7 и 8 статьи 46 ГрК РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, публичные слушания по проекту планировки территории и проекту межевания территории проводятся с участием граждан, проживающих на территории, применительно к которой осуществляется подготовка проекта ее планировки и проекта ее межевания, правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на указанной территории, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения.
В соответствии с частями 12 и 13 статьи 46 ГрК РФ орган местного самоуправления поселения или орган местного самоуправления городского округа направляет соответственно главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа подготовленную документацию по планировке территории, протокол публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключение о результатах публичных слушаний не позднее чем через пятнадцать дней со дня проведения публичных слушаний. Глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.
Как следует из части 14 статьи 46 ГрК РФ документация по планировке территории, представленная уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, утверждается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой местной администрации в течение четырнадцати дней со дня поступления указанной документации.
Таким образом, постановление Администрации от 16.08.2013 № 336-п "О назначении публичных слушаний" принято в соответствии с нормами Градостроительного и Земельного кодексов Российской Федерации и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
При таких обстоятельствах требование ОАО "Златмаш" следует отклонить.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины подлежат распределению между сторонами в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176 АПК РФ, Арбитражный суд Челябинской области
решил:
в удовлетворении заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий
О.Г.НАКОНЕЧНАЯ
Судьи
И.В.КОСТЫЛЕВ
И.В.МРЕЗ
------------------------------------------------------------------