Решение Арбитражного суда Челябинской области от 28.10.2013 по делу N А76-14370/2013 <Требования о признании незаконными действий по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка удовлетворены частично, поскольку вопрос о возможности осуществления строительства на указанном земельном участке какого-либо объекта недвижимого имущества, либо отсутствии таковой, может быть разрешен при выдаче разрешения на строительство>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 28 октября 2013 г. по делу № А76-14370/2013
Судья Арбитражного суда Челябинской области Бастен Д.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем И., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Свежий ветер" к Администрации Озерского городского округа, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Управления архитектуры и градостроительства Администрации Озерского городского округа о признании незаконными действий по отказу в выдаче градостроительного плана земельного участка, при участии в заседании от заявителя: Л. представителя по доверенности от 04.07.2013 № 20-01 (04-07); от ответчика: С. представителя по доверенности от 28.12.2012 № 01-02-18/148; от третьего лица: Бондарь С.Д. представителя по доверенности от 01.10.2013.
установил:
закрытое акционерное общество "Свежий ветер" (далее по тексту заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Собранию депутатов Озерского городского округа о признании недействующим Генерального плана города Озерска, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60 и Правил землепользования и застройки города Озерска, утвержденных решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 в зону Р-2, в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 в зону П-5. Кроме того, обществом заявлено требование к Администрации Озерского городского округа (далее по тексту ответчик, Администрация) о признании незаконным действия по отказу в удовлетворении заявлений о выдаче градостроительных планов земельных участков с кадастровыми номерами 74:41:0101037:148, 74:41:0101048:0047 (л.д. 3 - 4).
Данное заявление принято судом к производству в рамках настоящего дела.
13.09.2013 по настоящему делу вынесено определение о выделении в отдельное производство требования общества к Собранию депутатов о признании недействующим Генерального плана города Озерска, утвержденного решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 13.04.2011 № 60 и Правил землепользования и застройки города Озерска, утвержденные решением Собрания депутатов Озерского городского округа от 31.10.2012 № 183 в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 в зону Р-2, в части включения земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 в зону П-5. Данным определением, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Озерского городского округа (л.д. 1 - 2 т. 1). Выделенному требованию присвоен номер А76-19453/2013 (л.д. 82 - 83).
Определением суда по настоящему делу от 13.09.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации Озерского городского округа (далее по тексту Управление) (л.д. 88 - 89).
Представитель заявителя в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал.
Представитель ответчика заявленные требования не признал. В материалы дела представлен отзыв (л.д. 97 - 100).
Представитель третьего лица в заседании высказал мнение об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав представленные лицами, участвующими в деле, доказательства в их совокупности, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд в ходе судебного разбирательства установил следующие обстоятельства.
Материалами дела установлено, что на государственный кадастровый учет 20.01.2012 поставлен земельный участок площадью 2438 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование для строительства жилого дома, почтовый адрес Челябинская область, г. Озерск, пр. Ленина, 3. Земельному участку присвоен кадастровый номер 74:41:0101037:148 (л.д. 67 - 72).
Указанный земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.08.2013 (л.д. 78 - 79). Право аренды зарегистрировано 20.06.2012.
Так, 02.03.2012 между Управлением имущественных отношений Администрации Озерского городского округа (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" (арендатор), на основании постановления Администрации от 02.03.2012 № 622, заключен договор № 9302 по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в пользование на условиях аренды земельный участок площадью 2438 кв. м для строительства жилого дома. Договор заключен по 02.03.2022 (л.д. 8 - 13). Между обществом с ограниченной ответственностью "Сфера" (цедент) и заявителем (преемник) 24.05.2012 заключено дополнительное соглашение к договору аренды от 02.03.2012 № 9302 по условиям которого, цедент передает, а преемник принимает все права и обязанности по договору аренды от 02.03.2012 № 9302 земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 для строительства жилого дома (л.д. 14).
На государственный кадастровый учет 03.05.2007 поставлен земельный участок площадью 3228 кв. м, из земель населенных пунктов, разрешенное использование для производства земляных работ под строительство автостоянки, почтовый адрес Челябинская область, г. Озерск, ул. Матросова, 55. Земельному участку присвоен кадастровый номер 74:41:0101048:0047 (л.д. 73 - 77).
Указанный земельный участок принадлежит заявителю на праве аренды, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 14.08.2013 (л.д. 78 - 79). Право аренды зарегистрировано 15.10.2007.
Так, 14.01.1997 между Администрацией (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью Производственно-коммерческая фирма "Милар" (арендатор), на основании распоряжения Главы Администрации от 13.01.1997 № 72, заключен договор № 1732 по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в долгосрочное (краткосрочное) пользование на условиях аренды земельный участок площадью 6500 кв. м для производства земляных работ под строительство автостоянки, без вырубки деревьев (л.д. 15 - 20). Дополнительным соглашением, заключенным между Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Администрации Озерского городского округа и обществом "Милар" от 04.03.2007 № 513 в договор от 14.01.1997 № 1732 внесены изменения, в том числе уменьшена площадь земельного участка до 3228 кв. м (л.д. 21 - 25). Соглашением № 2 от 08.06.2007 к договору от 14.01.1997 № 1732 заключенным между обществом "Милар" (цедент) и заявителем (преемник), заявителю переданы все права и обязанности по договору аренды от 14.01.1997 № 1732 (л.д. 26).
Общество, 17.04.2013 обратилось в Управление с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 для индивидуального жилищного строительства, а также с заявлением о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 для строительства двадцати гаражей 5 x 6 м (л.д. 80 - 81).
Управление письмом от 19.04.2013 № 29-02-09/267 сообщило заявителю о том, что заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 оставлено без рассмотрения в связи с тем, что земельный участок расположен в зоне Р-2, строительство индивидуального жилого дома в данной зоне предусмотрено (л.д. 27 - 28).
Также, письмом от 19.04.2013 № 29-02-09/269 Управление сообщило заявителю о том, что заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 оставлено без рассмотрения в связи с тем, что в заявлении указано на строительство двадцати гаражей размерами 5 x 6 м, что не соответствует п. 1.3 договора аренды от 14.01.1997 № 1732, где целью предоставления (разрешенное использование) земельного участка является для производства земляных работ под строительство автостоянки. Кроме того сообщено, что данный земельный участок расположен в зоне П-5, на котором Генеральным планом г. Озерска предполагается строительство пожарной части.
Не согласившись с оспариваемыми действиями, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав представленные документы, заслушав пояснения сторон, арбитражный суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК Российской Федерации граждане, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствия обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 51, ст. 52, п. п. 2, 3 ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации наличие градостроительного плана на земельный участок, на котором предполагается строительство объекта капитального строительства, является необходимым документом при получении разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Отсутствие указанного документа является основанием для отказа в выдаче соответствующего разрешения.
Согласно ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (ч. 2 ст. 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1 - 16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
В силу ч. 4 ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Постановлением Администрации от 07.02.2011 № 298 "Об утверждении административного регламента исполнения муниципальной услуги "Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков" на территории Озерского городского округа Челябинской области" утвержден указанный административный регламент (далее по тексту Регламент).
Согласно п. 3 Регламента от имени Администрации Озерского городского округа оформление градостроительных планов земельных участков осуществляет Управление архитектуры и градостроительства администрации Озерского городского округа.
Учитывая указанные положения, суд расценивает действия Администрации, выраженные в письмах Управления от 19.04.2013 № 29-02-09/267, № 29-02-09/269 как отказ в выдаче испрашиваемых градостроительных планов земельных участков, поскольку нормы действующего законодательства не предусматривают возможность органа местного самоуправления оставлять заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка без рассмотрения.
Как установлено материалами дела, разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 определено для производства земляных работ под строительство автостоянки.
По условиям договора аренды земельного участка от 04.03.2007 № 513, земельный участок также предоставлен для производства земляных работ под строительство автостоянки.
Доказательств нахождения в настоящее время на указанном земельном участке объектов капитального строительства, материалы дела не содержат.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101048:0047 не предназначен для строительства на нем объектов капитального строительства и был предоставлен лишь для производства земляных работ, которое не требует ни наличия градостроительного плана земельного участка, ни разрешения на строительство.
Как указано ранее, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам (ч. 1 ст. 44 Градостроительного кодекса).
Согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Таким образом, подготовка градостроительного плана применительно к земельным участкам, не предназначенным для строительства объектов капитального строительства и не застроенным такими объектами, действующим законодательством не предусмотрена.
Как установлено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101048:0047, принадлежащий заявителю на праве аренды, не является застроенным и не предназначен для строительства или реконструкции объектов капитального строительства. Доказательств нахождения на указанном земельном участке объектов недвижимого имущества, принадлежащих обществу на праве собственности, материалы дела не содержат.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о правомерности оспариваемого отказа заявителю в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101048:0047, а потому заявленные требования в данной части не подлежат удовлетворению.
Требования заявителя о признании незаконными действий Администрации выразившихся в отказе в выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что указанный земельный участок предоставлен для строительства жилого дома, что подтверждается указанным видом разрешенного использования в кадастровой выписке о земельном участке, а также условиями договора аренды от 02.03.2012 № 9302.
Как указано ранее, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
Градостроительный кодекс не содержит перечня документов, необходимых для представления при обращении за выдачей градостроительного плана. Указанный перечень установлен п. 15 Регламента.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги установлен п. 22 Регламента, а именно: а) обращения с заявлением лица, не относящегося к категории заявителей; б) непредставления документов, определенных пунктами 14 - 16 настоящего административного регламента, отвечающих требованиям пунктов 17 - 19 настоящего административного регламента; в) отсутствия права на земельный участок или объект недвижимости, расположенный на земельном участке; г) предоставления заявителем документов, содержащих недостоверные сведения.
Материалами дела установлено, что заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148.
Общество обратилось с надлежащим заявлением в уполномоченный орган по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка, спорный земельный участок предназначен для строительства. При этом, материалы дела не содержат доказательств непредставления с указанным заявлением документов и материалов согласно перечням, указанным в п. п. 14 - 16 Регламента. Данные доводы ни представителем Администрации, ни представителем Управления не приведены.
Суд считает необоснованной ссылку ответчика о том, что земельный участок с кадастровым номером 74:41:0101037:148 расположен в территориальной зоне Р-2 в которой строительство жилого дома не предусмотрено. В данном случае, не имеет правового значения, что предполагается к строительству на спорном земельном участке. Отказ в подготовке и выдаче градостроительного плана земельных участка возможен лишь в случае установления факта отсутствия на земельном участке объектов капитального строительства, в отношении которых может быть осуществлена реконструкция, либо установления факта непредназначения земельного участка для строительства. В рассматриваемом случае, земельный участок предназначен для строительства. Кроме того, зона Р-2 (зона лесопарков, городских лесов и отдыха) допускает строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений и комплексов, связанных с выполнением рекреационных функций территории.
Кроме того, из изложенных выше норм Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что градостроительный план представляет собой документ, носящий исключительно информативный характер. Вопрос о возможности осуществления строительства на указанном земельном участке какого-либо объекта недвижимого имущества, либо отсутствии таковой, может быть разрешен при выдаче разрешения на строительство.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части.
В соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Учитывая положения ч. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации, суд считает возможным обязать Администрацию в порядке устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя, подготовить и выдать обществу в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148.
На основании ст. 110 АПК Российской Федерации, учитывая частичное удовлетворение заявленных требований, с ответчика в пользу заявителя подлежат взысканию судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2000 руб., понесенные заявителем при обращении в арбитражный суд.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 171, 176, 181, 200, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
заявленные закрытым акционерным обществом "Свежий ветер" требования удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Администрации Озерского городского округа, выраженные в письме Управления Архитектуры и градостроительства Администрации Озерского городского округа от 19.04.2013 № 29-02-09/267 по отказу закрытому акционерному обществу "Свежий ветер" в подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148.
Обязать Администрацию Озерского городского округа устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя путем подготовки и выдачи закрытому акционерному обществу "Свежий ветер" в течение тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером 74:41:0101037:148.
Взыскать с Администрации Озерского городского округа, основной государственный регистрационный номер 1027401182379, в пользу закрытого акционерного общества "Свежий ветер", основной государственный регистрационный номер 1067422002163 расходы по уплате государственной пошлины по заявлению в размере 2000 руб., уплаченной платежным поручением от 07.08.2013 № 1.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной жалобы можно получить на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru.
Судья:
Д.А.БАСТЕН
------------------------------------------------------------------