Приказ Министерства финансов Челябинской области от 31.12.2013 N 01/5-169 "О ведомственной целевой программе "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 31 декабря 2013 г. № 01/5-169
О ведомственной целевой программе
"Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Челябинской области на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Министерства финансов Челябинской области
от 03.10.2014 № 01/5-130)
В соответствии со статьей 179.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Челябинской области от 09.10.2008 № 316-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ"
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
2. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу с момента его подписания.
Министр финансов
Челябинской области
А.В.ПШЕНИЦЫН
Утверждена
приказом
Министерства финансов
Челябинской области
от 31 декабря 2013 г. № 01/5-169
Ведомственная целевая программа
"Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Челябинской области на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Список изменяющих документов
(в ред. Приказа Министерства финансов Челябинской области
от 03.10.2014 № 01/5-130)
Паспорт Программы
Наименование главного распорядителя средств областного бюджета:
Министерство финансов Челябинской области
Наименование Программы:
ведомственная целевая программа "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Должностное лицо, утвердившее Программу, дата утверждения, наименование и номер соответствующего нормативного акта:
Министр финансов Челябинской области А.В. Пшеницын, приказ Министерства финансов Челябинской области от 31.12.2013 № 01/5-167 "О ведомственной целевой программе "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Цели и задачи Программы:
выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Челябинской области по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения
1) сокращение величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
2) повышение прозрачности процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности поселений Челябинской области
Целевые индикаторы и показатели Программы:
1) наличие утвержденных методик распределения средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
2) согласование с органами местного самоуправления исходных данных для расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
3) согласование с представительными органами муниципальных образований замены части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов);
4) информационная доступность расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
5) величина разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) после выравнивания (в разах);
6) величина разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания (в разах)
Характеристика мероприятий Программы:
1) совершенствование методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
2) сверка с органами местного самоуправления исходных данных для расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
3) распределение средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области, по утвержденным в соответствии с бюджетным законодательством методикам;
4) предоставление местным бюджетам средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области
Срок реализации Программы:
2014 - 2016 годы
Объемы и источники финансирования Программы:
Общий объем финансирования программы в 2014 году составляет 8572692,2 тыс. рублей, в 2015 году - 9286481,0 тыс. рублей, в 2016 году - 10097271 тыс. рублей. Источником финансирования программы "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (далее - Программа) являются средства областного бюджета по следующим направлениям:
- выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из областного фонда финансовой поддержки;
- выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного фонда финансовой поддержки;
- субсидии бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений;
- расчет и предоставление дотаций поселениям за счет средств областного бюджета
(в ред. Приказа Министерства финансов Челябинской области от 03.10.2014 № 01/5-130)
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
1) сокращение величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
2) распределение в текущем финансовом году 100 % средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
3) обеспечение прозрачности процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ РЕШЕНИЯ ЕЕ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
На территории Челябинской области по состоянию на 20 декабря 2013 года находятся 313 муниципальных образований, в том числе 16 городских округов, 27 муниципальных районов, 270 поселений (27 городских и 243 сельских).
Неравномерность распределения налоговой базы по муниципальным образованиям Челябинской области, связанная с различиями муниципальных образований Челябинской области в уровне социально-экономического развития, территориальном расположении, демографическом положении и рядом других объективных факторов, обуславливает существенные диспропорции в бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области. Это требует активных действий органов государственной власти Челябинской области по созданию равных финансовых возможностей для органов местного самоуправления по эффективному осуществлению ими полномочий по решению вопросов местного значения.
Основные положения, регулирующие правоотношения по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений и бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), установлены статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьями 60 и 61 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и порядок распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) установлены Законом Челябинской области от 30.09.2008 № 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области".
Органы местного самоуправления муниципальных районов наделены государственными полномочиями по расчету и предоставлению за счет средств областного бюджета дотаций поселениям Законом Челябинской области от 30.09.2008 № 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области" (статья 8).
2. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
2.1. Цель программы - выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований Челябинской области по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
2.2. Задачи программы:
1) сокращение величины разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
2) повышение прозрачности процедуры выравнивания бюджетной обеспеченности поселений Челябинской области.
3. ОПИСАНИЕ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
3.1. Реализация предусмотренных программой мероприятий позволит:
1) повысить прозрачность процедур предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов);
2) увеличить финансовые возможности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
3.2. Достижение запланированных результатов характеризуется целевыми индикаторами согласно приложению и
1) наличием утвержденных методик распределения средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
2) согласованием с органами местного самоуправления исходных данных для расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
3) согласованием с представительными органами муниципальных образований замены части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов), а также получения в очередном финансовом году межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций);
4) информационной доступностью расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
5) величиной разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) после выравнивания (в разах), которая рассчитывается по следующей формуле:
Вр - величина разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) после выравнивания;
БОмр (max) - наибольший уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) после распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета;
БОмр (min) - наименьший уровень бюджетной обеспеченности муниципального района (городского округа) после распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного бюджета;
6) величиной разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания (в разах), которая рассчитывается по следующей формуле:
Врп - величина разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности поселений после выравнивания;
БОпос (max) - наибольший уровень бюджетной обеспеченности поселения после распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из областного бюджета;
БОпос (min) - наименьший уровень бюджетной обеспеченности поселения после распределения средств на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из областного бюджета.
Уровень расчетной бюджетной обеспеченности определяется соотношением налоговых доходов на одного жителя, которые могут быть получены бюджетами муниципальных образований исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичного показателя в среднем по муниципальным образованиям с учетом различий в структуре населения, социально-экономических, климатических, географических и иных объективных факторах и условиях, влияющих на стоимость предоставления муниципальных услуг в расчете на одного жителя.
4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
4.1. Совершенствование методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области.
В рамках данного мероприятия предусматривается:
1) уточнение состава рабочей группы по совершенствованию методик распределения финансовой помощи муниципальным образованиям Челябинской области и организация заседаний указанной рабочей группы;
2) сбор, анализ и обсуждение предложений органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области по совершенствованию методик распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
3) разработка проектов нормативных правовых актов Челябинской области, утверждающих усовершенствованные методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области.
4.2. Сверка с органами местного самоуправления исходных данных для расчетов и распределения средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области.
В рамках данного мероприятия предусматривается сбор и консолидация исходных данных, необходимых для проведения расчетов и распределения на 2014, 2015 и 2016 годы дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий органов государственной власти Челябинской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета, субсидий бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
4.3. Распределение средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области, по утвержденным в соответствии с бюджетным законодательством методикам.
В рамках данного мероприятия предусматривается:
1) распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений между городскими округами в соответствии со статьей 7 Закона Челябинской области от 30.09.2008 № 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области";
2) распределение субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий органов государственной власти Челябинской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 8 Закона Челябинской области от 30.09.2008 № 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области";
3) распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) между муниципальными районами и городскими округами в соответствии с приложением 2 к Закону Челябинской области от 30.09.2008 № 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области";
4) распределение субсидий бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в соответствии с Законом Челябинской области от 30.09.2008 № 314-ЗО "О межбюджетных отношениях в Челябинской области" и Законом Челябинской области "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
4.4. Предоставление местным бюджетам средств на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области.
В рамках данного мероприятия предусматривается:
1) перечисление бюджетам городских округов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из областного фонда финансовой поддержки поселений в соответствии со сводной бюджетной росписью, предельными объемами финансирования и кассовым планом;
2) перечисление бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) в соответствии со сводной бюджетной росписью, предельными объемами финансирования и кассовым планом;
3) перечисление субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление переданных государственных полномочий Челябинской области по расчету и предоставлению дотаций бюджетам поселений за счет областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью, предельными объемами финансирования и кассовым планом;
4) перечисление субсидий бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет областного бюджета в соответствии со сводной бюджетной росписью, предельными объемами финансирования и кассовым планом.
Источником финансирования мероприятий Программы являются средства областного бюджета и сроки реализации 2014 - 2016 годы.
5. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
5.1. Срок реализации Программы: 2014 - 2016 годы.
6. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ
Эффективность расходования средств областного бюджета, направленных на реализацию программных мероприятий, зависит от создания условий для выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований Челябинской области по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.
За счет средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), разрыв в уровне бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) к концу 2014 года будет составлять менее чем в 3,0 раза и поселений - менее чем в 20,0 раза, к концу 2015 года - менее чем в 3,0 раза и менее чем в 20,0 раза соответственно, к концу 2016 года - менее чем в 3,0 раза и менее чем в 20,0 раза соответственно.
При реализации программы возможно возникновение следующих рисков невыполнения программных мероприятий и недостижения запланированных результатов:
1) исключение соответствующих полномочий из компетенции Министерства финансов Челябинской области;
2) изменение федерального законодательства в части регулирования порядка предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области;
3) изменение законодательства Челябинской области в части регулирования порядка предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области, в том числе в связи с изменением федерального законодательства.
7. ОБОСНОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ
(тыс. рублей)
N
п/п
Формы межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области
2014 год
2015 год
2016 год
1
Предоставление бюджетам городских округов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
282959,0
282959,0
282959,0
2
Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий органов государственной власти Челябинской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета
110538,2
88596,0
88596,0
3
Предоставление бюджетам муниципальных районов (городских округов) дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) с учетом дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц
7842428,0
8578159,0
9388949,0
4
Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
336767,0
336767,0
336767,0
(таблица в ред. Приказа Министерства финансов Челябинской области от 03.10.2014 № 01/5-130)
8. ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Общее руководство и контроль за ходом реализации ведомственной целевой программы "Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" осуществляет Министерство финансов Челябинской области.
Реализация программы осуществляется управлением межбюджетных отношений Министерства финансов Челябинской области.
Финансирование расходов на реализацию программы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Челябинской области.
Отчет о ходе реализации программы представляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами Челябинской области.
Первый заместитель
Министра финансов
Челябинской области
А.А.ГРЯЗЕВ
Приложение
к ведомственной целевой программе
"Выравнивание бюджетной обеспеченности
муниципальных образований
Челябинской области
на 2014 год и на плановый период
2015 и 2016 годов"
Значения
целевых индикаторов ведомственной целевой программы
"Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных
образований Челябинской области на 2014 год
и на плановый период 2015 и 2016 годов"
Целевые индикаторы программы
Ед. изм.
2012
2013
2014
2015
2016
Наличие утвержденной методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений
да/нет
да
да
да
да
да
Наличие утвержденной методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов)
да/нет
да
да
да
да
да
Наличие утвержденной методики распределения субвенций бюджетам муниципальных районов на осуществление полномочий органов государственной власти Челябинской области по расчету и предоставлению дотаций поселениям за счет средств областного бюджета
да/нет
да
да
да
да
да
Согласование с органами местного самоуправления исходных данных для расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Челябинской области
да/нет
да
да
да
да
да
Согласование с представительными органами муниципальных образований замены части дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц в бюджеты муниципальных районов (городских округов)
да/нет
да
да
да
да
да
Информационная доступность расчетов по распределению средств областного бюджета, направляемых на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований
да/нет
да
да
да
да
да
Величина разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между обеспеченным и менее обеспеченным муниципальным районом (городским округом) после выравнивания
раз
2,2
<3,0
<3,0
<3,0
<3,0
Величина разрыва в уровне расчетной бюджетной обеспеченности между обеспеченным и менее обеспеченным поселением после выравнивания
раз
27,9
<20,0
<20,0
<20,0
<20,0
------------------------------------------------------------------