Решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.03.2013 по делу N А76-21741/2012 <В удовлетворении требований о признании бездействия администрации о назначении рабочей группы для проработки вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки городского округа незаконным; о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения земельных участков в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями использования отказано, так как участки частично расположены в зоне магистральных нефтепроводов>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2013 г. по делу № А76-21741/2012
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 4 марта 2013 года.
Судья Арбитражного суда Челябинской области Мрез И.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиофиксации секретарем судебного заседания Мартын И.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Копейское агентство технической инвентаризации объектов недвижимости" ("КАТИОН"), г. Копейск Челябинской области
к Администрации Копейского городского округа, г. Копейск
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева", г. Уфа
о признании незаконным бездействия и ненормативных правовых актов;
при участии в судебном заседании:
от заявителя: М.А. - представителя по доверенности № 2 от 23.08.2012, личность удостоверена паспортом;
от ответчика: Кусмауль Н.Н. - представителя по доверенности № 47-ДВ от 19.11.2012, личность удостоверена сл. удостоверением;
от третьего лица: Ж.Е. - представителя по доверенности от 07.12.2012, личность удостоверена паспортом;
установил:
закрытое акционерное общество "Научно-производственное объединение "Копейское агентство технической инвентаризации объектов недвижимости" (далее: заявитель, ЗАО НПО "КАТИОН") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением Администрации Копейского городского округа, г. Копейск о признании бездействия Администрации Копейского городского округа на заявление ЗАО НПО "КАТИОН" от 04.10.2012 года о назначении рабочей группы с участием членов комиссии, специалистов (экспертов) в сфере градостроительной деятельности, а также представителя ЗАО НПО "КАТИОН" в целях проработки вопроса, о внесении изменений в правила землепользования и застройки Копейского городского округа в соответствии с поданным ранее заявлением незаконным; признании отказа (решения) Администрации Копейского городского округа от 23.10.2012 года № 15433-ж незаконным полностью; о признании постановления Администрации Копейского городского округа от 31.10.2012 года № 1164 недействительным полностью и возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приведения вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0908004:0058, 74:30:0908004:0057 в соответствии с их основным видом разрешенного использования (под размещение придорожного кафе и стоянки большегрузного автотранспорта).
Определением суда от 28.01.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А. Черняева".
В процессе рассмотрения дела заявитель неоднократно уточнял заявленные требования, которые на дату рассмотрения дела заключаются в следующем. Заявитель просит:
1. признать бездействие Администрации Копейского городского округа на заявление ЗАО НПО "КАТИОН" от 04.10.2012 года о назначении рабочей группы с участием, членов комиссии, специалистов (экспертов) в сфере градостроительной деятельности, а также представителя ЗАО НПО "КАТИОН" в целях проработки вопроса, о внесении изменений в правила землепользования и застройки Копейского городского округа в соответствии с поданным рапсе заявлением незаконным и обязать Администрацию Копейского городского округа устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.
2. признать отказ (решение) Администрации Копейского городского округа от 23.10.2012 года № 15433-ж незаконным полностью и возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем включения указанных земельных участков в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями использования территории Копейского городского округа в составе правил землепользования и застройки Копейского городского округа в территориальной зоне производственные - промышленные, в соответствии с их категорией и разрешенным использованием.
3. признать постановление Администрации Копейского городского округа от 04.12.2012 года № 1666 недействительным полностью и обязать устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем принятия правового акта об изменении вида разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0908004:0058, 74:30:0908004:00057, в соответствии с заключением проведенных публичных слушаний.
Уточнение заявленных требований судом принято в порядке ст. 49 АПК РФ.
В судебном заседании 21.02.2013 объявлялся перерыв до 25.02.2013. Информация в форме публичного объявления о перерыве и продолжении судебного заседания была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Челябинской области в сети Интернет. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Согласно ч. 1 ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, проведения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом направленной ему копии судебного акта.
Лица, участвующие в деле извещались о времени и месте проведения судебного заседания, как направлением судебных актов почтовой связью в соответствии с нормами ст. 123 АПК РФ, так и публично через Интернет-связь, путем размещения информации по делу на официальном сайте суда. Определения Арбитражного суда Челябинской области содержат ссылку об адресе официального сайта Арбитражного суда Челябинской области.
Представитель заявителя на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении и уточненных заявлениях. В обоснование указал, что непредоставление ответа на заявление от 04.10.2012 года является бездействием органа местного самоуправления, отказ администрации Копейского городского округа от 23.10.2012 года "о включении земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0908004:0058, 74:30:0908004:0057 в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями использования территории Копейского городского округа", и отказ в изменении вида разрешенного использования указанных выше земельных участков в соответствии с постановлением от 04.12.2012 года № 1666 являются незаконными и необоснованными, что нарушает права и законные интересы ЗАО НПО "КАТИОН" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Пояснил со ссылкой на нормы ст. 36 Конституции РФ, ст. ст. 7, 8, 43, 56, 90 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), а также п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что отказ Администрации Копейского городского округа от 23.10.2012 года № 15433-ж "О включении земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0908004:0058, 74:30:0908004:0057 в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями использования территории Копейского городского округа" является незаконным и необоснованным.
Представитель ответчика возражал по заявленным требованиям по основаниям, изложенным в письменном отзыве на заявление (л.д. 15 - 16 т. 2), в котором указал, что утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки отнесено к вопросам местного значения городского округа (ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ). Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи. На основании рекомендаций комиссии глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения. Учитывая, что заявление ЗАО НПО "КАТИОН" от 04.10.2012 содержит предложение, касающееся подготовки проекта правил землепользования и застройки Копейского городского округа Челябинской области, ответ на указанное предложение заявителю направлен не был. Кроме того, решением Собрания депутатов Копейского городского округа Челябинской области от 19 декабря 2012 года № 639-МО утверждены правила землепользования и застройки Копейского городского округа. В связи с чем, основания для удовлетворения заявления ЗАО НПО "КАТИОН" отсутствуют.
Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что оспариваемые отказ и постановление являются законными и обоснованными, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, так как заявителем не представлено доказательств нарушения его законных прав и интересов. По результатам проведенных публичных слушаний были установлены препятствия по совершению действий по изменению разрешенного использования земельных участков ЗАО ПНО "КАТИОН". Как протокол публичных слушаний, так и оспариваемое решение содержат конкретные возражения и ссылки на недопустимость изменения разрешенного вида использования земельных участков.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела письменные доказательства, арбитражный суд установил следующие обстоятельства.
Закрытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Копейское агентство технической инвентаризации объектов недвижимости" (ЗАО НПО "КАТИОН") зарегистрировано в качестве юридического лица ИФНС России по г. Копейску за основным государственным регистрационным номером 1087411000380.
В соответствии с выпиской ЕГРЮЛ, к основному виду деятельности Общества относится деятельность по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества.
ЗАО НПО "КАТИОН" является собственником земельных участков:
- общей площадью 41000 кв. м, кадастровый номер 74:30:0908004:0058, расположенного по адресу: примерно 1140 м по направлению на северо-восток от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Россия. Челябинская область, г. Копейск, п. Заозерный, ул. Советская, 12. категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства, на основании договора купли-продажи от 01.06.2008 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.07.2008 года сделана запись регистрации № 74-74-30/038/2008-390, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия 74 АА № 686306, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Челябинской области 01.07.2008 года;
- общей площадью 41000 кв. м кадастровый номер 74:30:0908004:0057, расположенного по адресу: РФ. Челябинская область, г. Копейск, п. Заозерный, в 1313 м северо-восточнее жилого дома по ул. Советская, 12, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства, на основании Вступившего в законную силу 29.05.2012 года решения Копейского городского суда Челябинской области от 27.04.2012 года, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 08.00.2012 года сделана запись регистрации № 74-74-30/049/2012-436, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <...>. выданным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области 08.06.2012 года.
Распоряжениями Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области за N№ 1447-р и 1448-р от 20.09.2012 (л.д. 22 - 25 т. 1) была изменена категория указанных выше земельных участков с земель сельскохозяйственного назначения на земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под размещение придорожного кафе и стоянки большегрузного автотранспорта.
25.09.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями пользования территории, с учетом указанных изменений при утверждении правил землепользования и застройки Копейского ГО, а также о назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков.
04.10.2012 года в адрес главы Копейского городского округа было направленно заявление о назначении рабочей группы с участием членов комиссии, специалистов (экспертов) в сфере градостроительной деятельности, а также представителя ЗАО НПО "КАТИОН" в целях проработки вопроса, о внесении изменений в правила землепользования и застройки Копейского городского округа в соответствии с поданным ранее заявлением (л.д. 52 т. 1).
08.10.2012 года на официальном сайте Копейского городского округа в сети "Интернет" были опубликованы уточненные - карта градостроительного зонирования и схема границ зон с особыми условиями использования территории Копейского городского округа.
Письмом от 23.10.2012 года ЗАО НПО "КАТИОН" получило отказ Администрации КГО № 15433-ж на заявление от 25.09.2012 года "О включении земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0908004:0058, 74:30:0908004:0057 в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями использования территории Копейского городского округа", в связи с тем, что указанные выше земельные участки расположены в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, и в отношении их зарегистрированы ограничения (обременения) в пользу ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, минимальные расстояния от магистральных трубопроводов для транспортирования нефти до элементов застройки составляет 150 метров, и оснований для изменения "зоны трубопроводного транспорта" на "зону инженерно-транспортной инфраструктуры" нет (л.д. 43 т. 1).
Письмом от 25.10.2012 (л.д. 45 - 47) заявитель обратился к Председателю Собрания депутатов Копейского ГО с просьбой о приглашении на заседание постоянной комиссии Собрания депутатов прокурора Копейского ГО.
31.10.2012 года Администрацией Копейского городского округа было издано постановление № 1164 "О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ЗАО НПО "КАТИОН", в соответствии с которым публичные слушания назначены на 14-00 часов 15.11.201.2 года (л.д. 28 - 29) и утвержден состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ЗАО НПО "КАТИОН" (л.д. 30 т. 1).
Постановлением № 1666 от 04.12.2012 года, вынесенным Администрацией Копейского городского округа было отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков (л.д. 9 - 10 т. 2).
Посчитав, что Администрация проявила бездействие на заявление ЗАО НПО "КАТИОН" от 04.10.2012, а также незаконными и необоснованными отказ от 23.10.2012 № 15433-ж и постановление от 04.12.2012 № 1666, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативного правового акта органа местного самоуправления, если он полагает, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 6/8 от 1 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием, а, следовательно, спорные акты могут быть признаны недействительными только при одновременном наличии двух условий: 1) несоответствии их закону или иному правовому акту; 2) нарушении указанными актами гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Бремя доказывания факта нарушения прав и интересов заявителя следует также и из положений статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым лицо, заинтересованное в защите своих прав, вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав. Заинтересованность как процессуальная категория предполагает собой нарушение охраняемых законом прав и (или) интересов заявителя. Если заявителем не будет доказан факт нарушения его прав в результате изданием ненормативного правового акта, решения, осуществления противоправных действий (бездействия), суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
В силу п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с ч. 1 - 5 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает самостоятельный выбор правообладателем земельного участка основного и вспомогательного вида разрешенного использования.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ" № 191-ФЗ от 29 декабря 2004 г. установлено, что вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации порядке правил землепользования и застройки (частью которых является градостроительный регламент) решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Той же нормой предусмотрено, что в случае, если до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации один вид разрешенного использования объекта капитального строительства был изменен на другой вид такого использования в соответствии с законодательством, действовавшим на момент изменения вида разрешенного использования объекта капитального строительства, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка, на котором расположен указанный объект, на другой вид разрешенного использования этого земельного участка, а также в случае изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, принимается без проведения публичных слушаний при условии, что такой вид разрешенного использования земельного участка не противоречит его целевому назначению.
Как следует из материалов арбитражного дела, 25.09.2012 Общество обратилось в Администрацию с заявлением о внесении изменений в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями пользования территории, с учетом указанных изменений при утверждении правил землепользования и застройки Копейского ГО, а также о назначении публичных слушаний по вопросу изменения разрешенного использования земельных участков.
Письмом от 23.10.2012 года ЗАО НПО "КАТИОН" получило отказ Администрации КГО № 15433-ж на заявление от 25.09.2012 года "О включении земельных участков с кадастровыми номерами 74:30:0908004:0058, 74:30:0908004:0057 в карту градостроительного зонирования и схему границ зон с особыми условиями использования территории Копейского городского округа", в связи с тем, что указанные выше земельные участки расположены в зоне инженерно-транспортной инфраструктуры, и в отношении их зарегистрированы ограничения (обременения) в пользу ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы им. Д.А. Черняева" в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, минимальные расстояния от магистральных трубопроводов для транспортирования нефти до элементов застройки составляют 150 метров, и оснований для изменения "зоны трубопроводного транспорта" на "зону инженерно-транспортной инфраструктуры" нет (л.д. 43 т. 1).
31.10.2012 года Администрацией Копейского городского округа было издано постановление № 1164 "О проведении публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ЗАО НПО "КАТИОН", в соответствии с которым публичные слушания назначены на 14-00 часов 15.11.201.2 года (л.д. 28 - 29) и утвержден состав комиссии по организации и проведению публичных слушаний по вопросу изменения вида разрешенного использования земельных участков, находящихся в собственности ЗАО НПО "КАТИОН" (л.д. 30 т. 1). Постановлением № 1666 от 04.12.2012 года, вынесенным Администрацией Копейского городского округа было отказано в изменении вида разрешенного использования земельных участков (л.д. 9 - 10 т. 2).
В силу статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон о промышленной безопасности) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении № 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "в" приложения № 1 к данному Закону к категории опасных производственных объектов относятся, помимо прочих, объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются горючие вещества - жидкости, газы, пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Таким образом, магистральный нефтепровод является опасным производственным объектом, что, в рассматриваемой ситуации, подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов от 31.05.2012 № А41-00041.
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона о промышленной безопасности требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 4.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации 29.04.1992, постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22.04.1992 № 9, установлено, что для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) устанавливаются охранные зоны, в том числе вдоль трасс трубопроводов, транспортирующих нефть, природный газ, нефтепродукты, нефтяной и искусственный углеводородные газы, - в виде участка земли, ограниченного условными линиями, проходящими в 25 м от оси трубопровода с каждой стороны.
В соответствии с п. 3.16 СНиП 2.05.06-85 "Магистральные трубопроводы" минимально-допустимые расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений, в том числе, для газопроводов диаметром свыше 300 мм до 600 мм - 150 м.
Пунктом 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов предусмотрено, что в охранных зонах трубопроводов без письменного разрешения предприятий трубопроводного транспорта запрещается: возводить любые постройки и сооружения; высаживать деревья и кустарники всех видов, складировать корма, удобрения, материалы, сено и солому, располагать коновязи, содержать скот, выделять рыбопромысловые участки, производить добычу рыбы, а также водных животных и растений, устраивать водопои, производить колку и заготовку льда; сооружать проезды и переезды через трассы трубопроводов, устраивать стоянки автомобильного транспорта, тракторов и механизмов, размещать сады и огороды; производить мелиоративные земляные работы, сооружать оросительные и осушительные системы; производить всякого рода открытые и подземные, горные, строительные, монтажные и взрывные работы, планировку грунта.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что на момент рассмотрения обращения Общества, Правила землепользования и застройки Копейского городского округа утверждены не были, проект находился в стадии разработки. Однако, земельные участки Общества частично расположены в зоне магистрального нефтепровода "Туймазы-Омск-Новосибирск-1" и "Туймазы-Омск-Новосибирск-2". В отношении которых установлены ограничения в пользу ОАО "Урало-Сибирские магистральные нефтепроводы имени Д.А.Черняева".
Заявитель вопреки требованиям приведенных правовых норм и статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил доказательств того, что размещение придорожного кафе и стоянки большегрузного автотранспорта будет производиться на установленном безопасном состоянии (150 метров).
Администрация Копейского городского округа принимая оспариваемые постановления и отказывая заявителю во внесении изменений в карту градостроительного зонирования, прежде всего, исходила из обязанности органа местного самоуправления, направленной на защиту населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в силу чего, с учетом вышеприведенных норм, правомерно посчитала, что оснований для внесения изменений в карту градостроительного зонирования и изменения вида разрешенного использования земельных участков, не имеется.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам, предусмотренным ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что ограничения в использовании земельного участка, находящегося в границах охранной зоны нефтепровода, существовали на момент его приобретения Обществом в собственность и изменения категории этого участка.
Наличие охранных зон нефтепровода не создавало препятствий в использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения, приобретенных Обществом в 2008 году (свидетельства о праве собственности от 01.07.2008). Последующее изменение категории - земли сельскохозяйственного назначения - для ведения личного подсобного хозяйства на категорию - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения под размещение придорожного кафе и стоянки большегрузного автотранспорта, произведены 20.09.2012 (распоряжения Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области за N№ 1447-р и 1448-р от 20.09.2012 (л.д. 22 - 25 т. 1).
На момент ввода нефтепровода в эксплуатацию (1955 и 1959) спорные земельные участки для целей размещения придорожного кафе и стоянки большегрузного автотранспорта не были сформированы и не принадлежали Обществу на каком-либо праве.
При таких обстоятельствах, суд не установил нарушение прав заявителя, приобретая в собственность земельные участки и изменяя их категорию, заявитель не мог не знать о существовании магистрального нефтепровода.
Относительно требования заявителя о признании незаконным бездействия Администрации Копейского городского округа на заявление ЗАО НПО "КАТИОН" от 04.10.2012 года о назначении рабочей группы с участием членов комиссии, специалистов (экспертов) в сфере градостроительной деятельности, а также представителя ЗАО НПО "КАТИОН" в целях проработки вопроса, о внесении изменений в правила землепользования и застройки Копейского городского округа в соответствии с поданным ранее заявлением, судом установлено следующее.
04.10.2012 года в адрес главы Копейского городского округа было направленно заявление о назначении рабочей группы с участием членов комиссии, специалистов (экспертов) в сфере градостроительной деятельности, а также представителя ЗАО НПО "КАТИОН" в целях проработки вопроса, о внесении изменений в правила землепользования и застройки Копейского городского округа в соответствии с поданным ранее заявлением (л.д. 52 т. 1).
В соответствии с ч. 3, 5 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений о территориальном планировании, содержащихся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, результатов публичных слушаний и предложений заинтересованных лиц (ч. 3).
Решение о подготовке проекта правил землепользования и застройки принимается главой местной администрации с установлением этапов градостроительного зонирования применительно ко всем территориям поселения, городского округа или межселенной территории либо к различным частям территорий поселения или городского округа (в случае подготовки проекта правил землепользования и застройки применительно к частям территорий поселения или городского округа), порядка и сроков проведения работ по подготовке правил землепользования и застройки, иных положений, касающихся организации указанных работ.
При этом, ч. 6 указанной статьи устанавливает, что одновременно с принятием решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки главой местной администрации утверждаются состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки (далее - комиссия).
Глава местной администрации не позднее чем по истечении десяти дней с даты принятия решения о подготовке проекта правил землепользования и застройки обеспечивает опубликование сообщения о принятии такого решения в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещение указанного сообщения на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет". Сообщение о принятии такого решения также может быть распространено по радио и телевидению (ч. 7).
В ходе судебного разбирательства было установлено и не оспаривается представителями лиц, участвующих в деле, что постановлением администрации Копейского городского округа Челябинской области от 28.04.2012 № 112 "О подготовке проекта правил землепользования и застройки Копейского городского округа Челябинской области" был утвержден состав комиссии, положение о комиссии, порядок и сроки проведения работ по подготовке проекта правил землепользования и застройки, порядок направления в комиссию предложений заинтересованных лиц. В частности свои предложения, заинтересованные лица вправе направлять в комиссию после опубликования сообщения о подготовке правил и в течение всего срока подготовки.
При этом, действующее законодательство не содержит обязанности комиссии давать ответ на поступающие предложения. Ссылка заявителя на положения ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в данном случае, не применима. То обстоятельство, что обращение заявителя от 04.10.2012 подготовлено и направлено именно, как предложение в проект правил землепользования и застройки, следует из характера указанного письма и содержащейся в нем информации и не оспаривается заявителем. Для рассмотрения таких предложений существует специальный порядок. О том, что по предложению заявителя, поступившему в комиссию, ведется работа, заявитель знал, что им и не оспаривается. При таких обстоятельствах, установить бездействие в указанной части, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований заявителя, не имеется.
При принятии заявления к производству, заявителю была предоставлена отсрочка по уплате госпошлины, исходя из положений ст. 110 АПК РФ, а также учитывая, что Обществом заявлено три самостоятельных требования, в доход федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
решил:
в удовлетворении заявленных требований отказать.
Взыскать с Закрытого акционерного общества "Научно-производственное объединение "Копейское агентство технической инвентаризации объектов недвижимости" ("КАТИОН"), г. Копейск Челябинской области в доход федерального бюджета госпошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) путем подачи жалобы через Арбитражный суд Челябинской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федеральный арбитражный суд Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судья
И.В.МРЕЗ
------------------------------------------------------------------