Постановление администрации Катав-Ивановского муниципального района Челябинской области от 28.02.2013 N 172 "Об утверждении муниципальной целевой Программы Катав-Ивановского муниципального района "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2015 годах"
АДМИНИСТРАЦИЯ КАТАВ-ИВАНОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. № 172
Об утверждении муниципальной целевой Программы
Катав-Ивановского муниципального района "Повышение
безопасности дорожного движения в 2013 - 2015 годах"
Руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Уставом Катав-Ивановского муниципального района, Администрация Катав-Ивановского муниципального района
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить муниципальную целевую Программу "Повышение безопасности дорожного движения на территории Катав-Ивановского муниципального района 2013 - 2015 годах" (прилагается).
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Главы Катав-Ивановского муниципального района В.Р. Харрасова.
Глава Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
Е.Ю.КИРШИН
Утверждено
постановлением
Главы Катав-Ивановского
муниципального района
Челябинской области
от 28 февраля 2013 г. № 172
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Катав-Ивановского муниципального района
"Повышение безопасности дорожного движения
в 2013 - 2015 годах"
Наименование Муниципальная целевая программа Катав-Ивановского
программы муниципального района "Повышение безопасности
дорожного движения в 2013 - 2015 годах"
Заказчик программы Администрация Катав-Ивановского муниципального
района
Основные Управление строительства и инженерного обеспечения,
разработчики ОГИБДД Катав-Ивановского муниципального района
программы
Исполнители ОГИБДД МО МВД Катав-Ивановского муниципального
Программы района, жилищно-коммунальные предприятия района,
дорожные организации, ГУ ОГПС 14 МЧС РФ по
Челябинской области, администрации Катав-Ивановского
района, городских и сельских поселений, МУ "ЦРБ",
Управление образования, ГорОДО
Основная цель Целями Программы являются:
программы - сокращение количества лиц, погибших в результате
дорожно-транспортных происшествий;
- сокращение количества дорожно-транспортных
происшествий с пострадавшими.
Основные задачи Задачами Программы являются:
программы - предупреждение опасного поведения участников
дорожного движения;
- развитие системы подготовки водителей транспортных
средств и их допуска к участию в дорожном движении;
- сокращение детского дорожно-транспортного
травматизма;
- совершенствование организации движения транспорта
и пешеходов в городах;
- повышение уровня безопасности транспортных
средств;
- существенное повышение эффективности
функционирования системы государственного управления
в области обеспечении безопасности дорожного
движения на местном уровне управления;
- совершенствование правовых основ деятельности
органов местного самоуправления в области
обеспечения безопасности дорожного движения.
Важнейшие целевые Важнейшими показателями Программы являются:
показатели и 1) сокращение количества лиц, погибших в результате
индикаторы дорожно-транспортных происшествий;
2) сокращение количества дорожно-транспортных
происшествий с пострадавшими.
Важнейшими индикаторами Программы являются:
1) снижение транспортного риска (количество лиц,
погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, на 10 тыс. транспортных средств);
2) снижение социального риска (количество лиц,
погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, на 100 тыс. населения);
3) снижение тяжести последствий (количество лиц,
погибших в результате дорожно-транспортных
происшествий, на 100 пострадавших);
4) сокращение количества мест концентрации дорожно-
транспортных происшествий;
5) сокращение количества дорожно-транспортных
происшествий с участием водителей, стаж управления
транспортным средством которых не превышает 3 лет;
6) сокращение количества детей, пострадавших в
результате дорожно-транспортных происшествий по
собственной неосторожности.
Сроки и этапы 2013 - 2015 годы, три этапа
реализации программы
Ожидаемые конечные сокращение к 2015 году количества лиц, погибших в
результаты результате дорожно-транспортных происшествий,
реализации Программы в 1,3 раза по сравнению с аналогичным показателем
и показатели в 2010 году.
финансово-
экономической
эффективности
I. Характеристика проблемы
Проблема аварийности, связанная с автомобильным транспортом (далее - аварийность), в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
В 2012 году на территории Катав-Ивановского муниципального района произошло 52 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибло 11 человек. Количество дорожно-транспортных происшествий по сравнению с 2011 годом уменьшилось на 3 ДТП.
Основными видами дорожно-транспортных происшествий в Катав-Ивановском муниципальном районе являются столкновение, наезд на стоящее транспортное средство, опрокидывание, наезд на пешехода. Свыше трех четвертей всех дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движении Российской Федерации водителями транспортных средств. Более 26 % всех происшествий связаны с неправильным выбором скорости движения. Вследствие выезда на полосу встречного движения регистрируется около 6 % дорожно-транспортных происшествий. Каждое десятое (восьмое в России) дорожно-транспортное происшествие совершил водитель, находившийся в состоянии опьянения, каждое пятое (в РФ - седьмое) - не имевший права на управление транспортным средством. Определяющее влияние на аварийность оказывают водители транспортных средств, принадлежащих физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 85 процентов всех происшествий, связанных с несоблюдением водителями требований безопасности дорожного движения.
Наиболее многочисленной и самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние 2 года количество пешеходов, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, увеличилось. Сложная обстановка с аварийностью и наличие тенденций к дальнейшему ухудшению ситуации во многом объясняются следующими причинами:
- постоянно возрастающая мобильность населения;
- уменьшение перевозок общественным транспортом и увеличение перевозок личным транспортом;
- нарастающая диспропорция между увеличением количества автомобилей и протяженностью улично-дорожной сети, не рассчитанной на современные транспортные потоки;
- уменьшение среднего возраста водителей транспортных средств и как следствие уменьшение водительского стажа и опыта вождения.
Так, современный уровень обеспечения автомобилями в районе уже превысил 273 единицы на 1 тыс. жителей, тогда как дорожно-транспортная инфраструктура соответствует уровню 60 - 100 штук на 1 тыс. жителей.
Следствием такого положения дел являются ухудшение условий дорожного движения, нарушение экологической обстановки, увеличение количества заторов, расхода топлива, а также рост количества дорожно-транспортных происшествий. В настоящее время в городах и населенных пунктах происходит более 52 % всех дорожно-транспортных происшествий. Почти 56,3 % дорожно-транспортных происшествий приходится на Катав-Ивановск и Юрюзань.
Изучение особенностей современного дорожно-транспортного травматизма показывает, что происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в результате которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой степенью тяжести, что является одной из основных причин их высокой смертности.
Усугубление обстановки с аварийностью и наличие проблемы обеспечения безопасности дорожного движения требуют координации усилий органов местного самоуправления и общества, а также формирования эффективных механизмов взаимодействия органов местного самоуправления, общественных институтов и негосударственных структур при возможно более полном учете интересов граждан.
Система обеспечения безопасности дорожного движения, сформированная без применения программно-целевого метода, характеризуется недостаточной комплексностью и отсутствием эффективного механизма координации действий органов исполнительной власти, что ведет к разобщенности при осуществлении деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Некоторые сферы общественных отношений в области обеспечения безопасности дорожного движения не урегулированы. Нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не обеспечивают в полной мере функцию предупреждения правонарушений.
Сложившееся положение дел усугубляется неэффективным использованием реальных рычагов воздействия на негативные процессы, происходящие в области обеспечения безопасности дорожного движения. Меры не носят целенаправленного характера, не подчинены единой задаче и, как следствие, не могут коренным образом изменить существующие негативные тенденции в этой области. Кроме того, в условиях дотационности Катав-Ивановского муниципального района и его значительных социальных обязательств существенно снижаются возможности для решения задач по обеспечению безопасности дорожного движения.
Система организации прибытия на место дорожно-транспортного происшествия и оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия, недостаточно эффективна, что связано с большой протяженностью дорог и с малочисленностью личного состава инспекторов ОГИБДД МО МВД.
Государственное и общественное воздействие на участников дорожного движения с целью формирования устойчивых стереотипов законопослушного поведения осуществляется на недостаточном уровне. Ситуация усугубляется всеобщим правовым нигилизмом, осознанием юридической безответственности за совершенные правонарушения, безразличным отношением к возможным последствиям дорожно-транспортных происшествий, отсутствием адекватного понимания участниками дорожного движения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, недостаточным вовлечением населения в деятельность по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
Сложившаяся критическая ситуация в области обеспечения безопасности дорожного движения в условиях отсутствия программно-целевого метода характеризуется наличием тенденций к ее дальнейшему ухудшению, что определяется следующими факторами:
- высокий уровень аварийности и тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (в том числе детский травматизм);
- значительная доля людей наиболее активного трудоспособного возраста (26 - 40 лет) среди лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий;
- продолжающееся ухудшение условий дорожного движения в городах;
- низкий уровень безопасности перевозок пассажиров автомобильным транспортом.
Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:
1) социально-экономическая острота проблемы;
2) межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
3) необходимость привлечения к решению проблемы органов местного самоуправления и общественных институтов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий.
Вместе с тем применение программно-целевого метода к решению проблемы повышения безопасности дорожного движения сопряжено с определенными рисками. Так, в процессе реализации Программы возможно выявление отклонений в достижении промежуточных результатов из-за несоответствия влияния отдельных мероприятий Программы на ситуацию в сфере аварийности их ожидаемой эффективности, обусловленного использованием новых подходов к решению задач в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также недостаточной скоординированностью деятельности исполнителей Программы на начальных стадиях ее реализации.
В целях управления указанным риском в процессе реализации Программы предусматриваются:
- создание эффективной системы управления на основе четкого распределения функций, полномочий и ответственности основных исполнителей Программы;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ и при необходимости ежегодная корректировка и ранжирование индикаторов и показателей, а также мероприятий Программы;
- перераспределение объемов финансирования в зависимости от динамики и темпов достижения поставленных целей, изменений во внешней среде.
I. Основные цели и задачи Программы
Целью Программы являются сокращение в 1,3 раза количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, и на 8 процентов - количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими в 2015 году по сравнению с 2012 годом. Это позволит Катав-Ивановскому муниципальному району снизить показатели аварийности и, следовательно, уменьшить социальную остроту проблемы.
Ожидаемая динамика достижения показателей Программы приведена в приложении № 1.
Условиями достижения целей Программы является решение следующих задач:
- предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;
- развитие системы подготовки водителей и их допуска к участию в дорожном движении;
- сокращение детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование организации движения транспорта и пешеходов в городах;
- сокращение времени прибытия соответствующих служб на место дорожно-транспортного происшествия, повышение эффективности их деятельности по оказанию помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;
- повышение уровня безопасности транспортных средств;
- повышение эффективности функционирования системы государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения на местном уровне управления.
Реализацию Программы предполагается осуществить в течение 3 лет (2013 - 2015 годы) в 3 этапа.
На I этапе (2013 год) планируется осуществление следующих первоочередных мероприятий:
- создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
- проведение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения стереотипов законопослушного поведения;
- обеспечение вовлечения в профилактическую работу институтов гражданского общества;
- повышение уровня активной и пассивной безопасности транспортных средств;
- усиление контроля за наличием, исправностью и применением средств безопасности;
- повышение профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, активное внедрение детских удерживающих устройств;
- техническое перевооружение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
На II этапе (2014 год) - увеличение объемов работ по организации движения транспорта и пешеходов, в том числе ликвидация мест концентрации дорожно-транспортных происшествий:
- предотвращение дорожных заторов, оптимизация скоростных режимов движения на участках улично-дорожной сети, организация стоянок транспортных средств, применение современных технических средств (светофоров, дорожных знаков, разметки и т.д.);
- совершенствование механизма оперативного доведения информации о дорожно-транспортных происшествиях до дежурных служб, участвующих в ликвидации их последствий;
- внедрение регламента взаимодействия дежурных служб на месте дорожно-транспортного происшествия;
- оснащение стационарных постов дорожно-патрульной службы ОГИБДД МО МВД Министерства внутренних дел Российской Федерации средствами оказания первичной медицинской помощи;
- мониторинг динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.
На III этапе (2015 год) предусматривается реализация следующих мероприятий:
- дальнейшее увеличение объема работ по организации движения транспорта и пешеходов;
- продолжение пропагандистских кампаний, направленных на формирование у участников дорожного движения устойчивых стереотипов законопослушного поведения;
- повышение роли общественных объединений и организаций в проведении профилактических мероприятий;
- совершенствование работ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
- совершенствование форм и методов контроля и надзора за соблюдением участниками дорожного движения установленных нормативов и правил;
- продолжение мониторинга динамики дорожно-транспортного травматизма, общественного мнения по проблемам безопасности дорожного движения и реализации мероприятий Программы.
III. Перечень мероприятий Программы
Комплекс мероприятий Программы формируется и финансируется по следующим направлениям Программы.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения.
Деятельность в указанном направлении предусматривает совершенствование профилактической работы.
Организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах.
Деятельность в указанном направлении предусматривает улучшение условий движения транспортных средств и пешеходов, совершенствование организации пешеходного движения, снижение влияния дорожных условий на возникновение дорожно-транспортных происшествий, увеличение пропускной способности улично-дорожной сети.
Мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
Деятельность в указанном направлении предусматривает сокращение времени прибытия на место дорожно-транспортного происшествия служб, участвующих в ликвидации их последствий, быстроту и слаженность их действий, повышение эффективности оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
При планировании ресурсного обеспечения Программы учитывались реальная ситуация в финансово-бюджетной сфере на местном уровне, состояние аварийности, высокая экономическая и социально-демографическая значимость проблемы обеспечения безопасности дорожного движения.
Источник финансирования мероприятий Программы не определен и может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
V. Механизм реализации Программы
Механизм реализации Программы базируется на принципах партнерства органов исполнительной власти Челябинской области, органов местного самоуправления Катав-Ивановского муниципального района и организаций, в том числе общественных, а также четкого разграничения полномочий и ответственности всех исполнителей Программы. Решение задач по формированию и эффективному управлению реализацией Программы будет осуществляться путем обоснованного выбора форм и методов управления.
Организационно-правовые аспекты
управления реализацией Программы
Управление реализацией Программы осуществляет заказчик Программы.
В реализации Программы участвуют ОГИБДД МО МВД Катав-Ивановского муниципального района, ГУ ОГПС 14 МЧС РФ по Челябинской области, жилищно-коммунальные предприятия района, дорожные организации, администрации Катав-Ивановского района, городских и сельских поселений, МУ "ЦРБ", Управление образования, ГорОДО.
Финансовые аспекты управления реализацией Программы
Для реализации Программы могут привлекаться также средства внебюджетных источников.
Прекращение действия Программы наступает в случае завершения ее реализации, а досрочное прекращение - в случае признания неэффективности ее реализации в соответствии с решением Собрания депутатов Катав-Ивановского муниципального района.
VI. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Эффективность реализации Программы определяется степенью достижения показателей Программы, в качестве которых выбрано количество дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими.
В 2015 году по сравнению с 2012 годом ожидается сокращение количества дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими с 56 до 47 происшествий. Всего за время реализации Программы будут сохранены жизни 5 человек по сравнению с вариантом развития ситуации в условиях отсутствия программно-целевого метода.
Мероприятия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения, совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах, развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, непосредственно влияют на сокращение количества лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения, необходимы для реализации Программы в целом. Без этих мероприятий Программа не может быть выполнена.
Приложение 2
к муниципальной целевой Программе
Катав-Ивановского
муниципального района
"Повышение безопасности
дорожного движения
в 2013 - 2015 годах"
Планируемые мероприятия
и объемы финансирования по годам реализации Программы
тыс. рублей
Наименование мероприятий Источник По годам реализации
не программы
определен
2013 год 2014 год 2015 год
Проведение акций:
- "Внимание - дети!", 51 17 17 17
- "Внимание - пешеход!" 19,8 6,6 6,6 6,6
- "Вежливый водитель", "Зебра" и
т.д.
Привлечение СМИ к проведению
профилактических акций, направленных
на укрепление дисциплины участников
дорожного движения, размещение
материалов в средствах массовой
информации по вопросам безопасности
дорожного движения
Приобретение научно-методических 57,9 19,3 19,3 19,3
материалов для учреждений
дошкольного образования и
общеобразовательных учреждений
(обеспечение 5 образовательных
учреждений комплектами пособий)
Оснащение современным оборудованием 229,8 76,6 76,6 76,6
и средствами обучения безопасного
поведения на улицах образовательных
учреждений (уголки по правилам
дорожного движения, тренажеры,
компьютерные программы)
Мониторинг профилактики детского - - -
дорожно-транспортного травматизма
в образовательных учреждениях
Ежегодное проведение конкурса 52,8 17,6 17,6 17,6
профессионального мастерства
водителей транспортных средств,
конкурс "Безопасное колесо".
Освещение проблем регулирования 49,9 13,3 13,3 13,3
деятельности автомобильного
транспорта в средствах массовой
информации
Обустройство наиболее опасных 129,9 43,3 43,3 43,3
участков возможности выезда улично-
дорожной сети дорожными ограждениями
(не менее 50 м ежегодно)
Создание системы маршрутного 1564,8 521,6 521,6 521,6
ориентирования участников дорожного
движения (замена не менее
131 дорожного знака)
Обслуживание технических средств 799,8 266,6 266,6 266,6
организации дорожного движения
Анализ причин смертности - - - -
пострадавших в результате дорожно-
транспортных происшествий
Анализ эффективности - - - -
функционирования всех звеньев
системы экстренной медицинской
помощи лицам, пострадавшим
в результате дорожно-транспортных
происшествий
Размещение материалов в средствах 19,8 6,6 6,6 6,6
массовой информации, общественном
транспорте, кинотеатрах и т.д.
Создание механизма взаимного 320 106,6 106,6 106,6
оповещения служб, привлекаемых
к ликвидации последствий дорожно-
транспортных происшествий,
осуществление организационных и
технических мероприятий
Организационное, методическое и 110 33,3 33,3 33,3
техническое обеспечение процесса
обучения водителей, сотрудников
служб, участвующих в ликвидации
последствий дорожно-транспортных
происшествий, приемам оказания
первой медицинской помощи лицам,
пострадавшим в результате дорожно-
транспортных происшествий
Оснащение подразделений ГИБДД 1050 350 350 350
средствами связи, оперативно-
техническими средствами, патрульными
автомобилями
Проведение инвентаризации дорог, 250 83,3 83,3 83,3
инженерных сооружений, остановок с
последующей постановкой их на баланс
отдела имущественных отношений
администрации поселений
Проведение капитального ремонта 230 76,6 76,6 76,6
остановок для транспортных средств
(Катав-Ивановское городское
поселение - 6, Юрюзанское городское
поселение - 6)
Проведение ямочного ремонта дорог 1350 450 450 450
с асфальтовым покрытием:
- Катав-Ивановск 225 225 225
- Юрюзань 225 225 225
Всего 6217,0 2068,4 2068,4 2068,4
------------------------------------------------------------------