Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Уставного суда Челябинской области от 30.05.2013 N 009/2013-1 "Об отказе в принятии к рассмотрению заявления Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Севастьянова А.М. о проверке пункта 13 Положения о порядке назначения компенсации расходов отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года N 230-П" на его соответствие Уставу Челябинской области"



УСТАВНЫЙ СУД ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. № 009/2013-1

Об отказе в принятии обращения к рассмотрению

Уставный суд Челябинской области в составе председательствующего - заместителя председателя суда Гусенкова А.А., судей Камалова О.А., Титовой Е.В. рассмотрел в судебном заседании вопрос о принятии к рассмотрению заявления Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Севастьянова А.М. о проверке на соответствие Уставу (Основному Закону) Челябинской области пункта 13 Положения о порядке назначения компенсации расходов отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П.
Заслушав заключение судьи Уставного суда Челябинской области Камалова О.А., проводившего предварительное изучение обращения, Уставный суд Челябинской области

установил:

1. Уполномоченный по правам человека в Челябинской области Севастьянов А.М. обратился в Уставный суд Челябинской области с обращением о проверке на соответствие Уставу области пункта 13 Положения о порядке назначения компенсации расходов отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П (далее - Положение № 230-П).
Льготы для инвалидов в виде скидки на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг в размере не ниже 50 процентов установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Оспариваемым Положением № 230-П установлен порядок предоставления указанных льгот на территории Челябинской области.
Заявитель указывает, что на территории Челябинской области компенсация расходов по оплате жилья и коммунальных услуг, установленная для инвалидов, производится только самому инвалиду, без учета совместно проживающих с ним членов его семьи. Совместно проживающие с инвалидом члены семьи, не имеющие льготного статуса, вынуждены оплачивать жилье и коммунальные услуги в полном объеме за счет собственных средств. Как указывает заявитель, пункт 13 Положения № 230-П содержит отсылочные нормы, в соответствии с которыми производится расчет размера компенсации расходов, формулировка которых не позволяет четко определить, ограничено ли предоставление указанных мер социальной поддержки нормативами потребления коммунальных услуг, а также предоставляются ли меры социальной поддержки только на долю жилого помещения и объема потребленных услуг, приходящуюся на инвалида или на оплату всей занимаемой площади и всего объема потребленных коммунальных услуг. В связи с этим, по мнению заявителя, в настоящее время у правоприменителя и у граждан отсутствует возможность определенно трактовать и реализовывать пункт 13 Положения № 230-П.
Как утверждается заявителем, оспариваемый нормативный правовой акт, закрепив в пункте 13 отсылочную норму на Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", фактически определил уменьшение получаемых инвалидами компенсационных выплат за жилье и коммунальные услуги, что приводит к нарушению прав инвалидов.
Таким образом, согласно позиции заявителя обжалуемая норма Положения № 230-П не соответствует Уставу Челябинской области, а именно его статьям 1 (части 4), 2 (части 1 и 2), 31, 65, 69 (части 1), которые закрепляют, в частности, что область вырабатывает и реализует единую политику Российской Федерации по вопросам социальной поддержки и социального обслуживания населения, а также в области создаются условия для социальной поддержки и социального обслуживания населения.
2. В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона об Уставном суде поводом к рассмотрению дела в Уставном суде является обращение, отвечающее требованиям Закона об Уставном суде.
Согласно статье 3 Закона об Уставном суде к компетенции Уставного суда относится в том числе рассмотрение дел о соответствии Уставу Челябинской области нормативных правовых актов органов исполнительной власти Челябинской области. В силу части 1 статьи 48 Устава области Правительство Челябинской области является высшим исполнительным органом государственной власти области, следовательно Положение № 230-П, утвержденное постановлением Правительства Челябинской области, может быть предметом рассмотрения в Уставном суде.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона об Уставном суде, Уполномоченный по правам человека в Челябинской области входит в число лиц, обладающих правом на обращение в Уставный суд с запросом о проверке на предмет соответствия Уставу области нормативных правовых актов органов исполнительной власти Челябинской области.
В силу пункта 3 части 1 статьи 36 Закона об Уставном суде к обращению, направляемому в Уставный суд, прилагается документ, подтверждающий уплату государственной пошлины и (или) право на получение льготы по уплате государственной пошлины. Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации при обращении в конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации освобождаются от уплаты государственной пошлины, установленной главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации. Как следует из части 3 статьи 1 Закона от 26 августа 2010 года № 620-ЗО "Об Уполномоченном по правам человека в Челябинской области", должность Уполномоченного по правам человека является государственной должностью Челябинской области. Учитывая, что в отношении Уполномоченного по правам человека льготы по уплате государственной пошлины специально не оговорены Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом об Уставном суде, между тем данное лицо осуществляет публичные функции и действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, Уставный суд считает возможным применить закон по аналогии и освободить Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Севастьянова А.М. от уплаты государственной пошлины.
3. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона об Уставном суде основанием к рассмотрению дела Уставным судом является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Уставу области отдельные положения обжалуемого акта.
Положением № 230-П в обжалуемой его части (пункт 13) установлено: "Расчет размера компенсации расходов осуществляется в соответствии со статьями 14, 15, 16, 18, 21 Федерального закона "О ветеранах", статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьей 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", статьей 2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", статьей 4 Закона Челябинской области от 30.11.2004 г. № 327-ЗО "О мерах социальной поддержки ветеранов в Челябинской области", статьей 4 Закона Челябинской области от 29.11.2007 г. № 220-ЗО "О звании "Ветеран труда Челябинской области", статьями 5, 6 Закона Челябинской области от 28.10.2004 г. № 282-ЗО "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий в Челябинской области", статьями 5, 7 Закона Челябинской области от 25.01.1996 г. № 16-ОЗ "О дополнительных мерах социальной защиты ветеранов в Челябинской области".
Приведенная норма Положения № 230-П является отсылочной к федеральному законодательству, и может применяться только совместно с соответствующей нормой, которой установлены конкретные льготы. В данном случае, в отношении инвалидов льготы установлены статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которая закрепляет, что инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда), а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению. Следовательно, сама по себе обжалуемая норма не устанавливает новых прав и обязанностей граждан, не изменяет каким-либо образом норму федерального закона, а равно не вводит каких-либо дополнительных условий применения федерального закона.
Из этого следует, что разрешение поставленного заявителем вопроса о проверке на соответствие Уставу области оспариваемой нормы Положения № 230-П фактически означало бы проверку норм федерального законодательства, что в соответствии со статьей 59-1 Устава области и статьей 3 Закона об Уставном суде не входит в компетенцию Уставного суда Челябинской области.
Также Уставный суд не усматривает наличия неопределенности в вопросе о соответствии оспариваемой нормы Положения № 230-П Уставу области, поскольку указанная норма, являясь отсылочной, не содержит какого-либо самостоятельного правила поведения. Утверждение заявителя о том, что принятие Положения № 230-П, включающего пункт 13, привело к фактическому уменьшению уровня социальной поддержки инвалидов по сравнению с ранее действовавшими правилами, не обосновано приложенными к обращению документами, и не нашло своего подтверждения в ходе предварительного изучения обращения.
По вопросу предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг членам семьи инвалида Конституционным Судом Российской Федерации сформулирована правовая позиция, которая является общеобязательной и должна учитываться судебными и иными органами. В Определении Конституционного Суда РФ от 24 января 2008 года № 42-О-О указано, что предоставление инвалидам такой меры социальной поддержки, как скидка по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с частью 13 статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направлено на повышение уровня их социальной защищенности в целях обеспечения им равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, гарантируемых Конституцией Российской Федерации, что не может рассматриваться как нарушение их права на социальное обеспечение. Вопрос предоставления аналогичных льгот членам семьи инвалида, как связанный с расширением круга лиц, на которых распространяются оспариваемые заявителем нормы, относится к исключительной компетенции законодателя, и его разрешение не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации. Поскольку данное Определение Конституционного Суда Российской Федерации сохраняет свою силу, содержащиеся в нем выводы не могут быть пересмотрены Уставным судом Челябинской области.
Следовательно, правовая неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Уставу области Положение № 230-П в обжалуемой части, отсутствует.
Таким образом, разрешение заявленных требований не относится к компетенции Уставного суда (часть 1 статьи 3 Закона об Уставном суде). Кроме того, Уставный суд не усматривает основания к рассмотрению дела, поскольку отсутствует правовая неопределенность в вопросе соответствия Положения № 230-П в обжалуемой части Уставу области (часть 2 статьи 33 Закона об Уставном суде).
В соответствии с положениями части 1 статьи 41 Закона об Уставном суде Уставный суд принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случае, если обращение не соответствует требованиям Закона об Уставном суде, а равно если разрешение вопроса, поставленного в обращении, неподведомственно Уставному суду.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 3, 6, 33, 41, 43 Закона Челябинской области от 27 октября 2011 года № 220-ЗО "Об Уставном суде Челябинской области", Уставный суд Челябинской области,

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению заявления Уполномоченного по правам человека в Челябинской области Севастьянова А.М. о проверке пункта 13 Положения о порядке назначения компенсации расходов отдельным категориям граждан, утвержденного Постановлением Правительства Челябинской области от 20 июля 2011 года № 230-П на его соответствие Уставу (Основному Закону) Челябинской области.
2. Настоящее Определение Уставного суда Челябинской области окончательно и не может быть пересмотрено иным судом.

Председательствующий
А.А.ГУСЕНКОВ

Судьи
О.А.КАМАЛОВ
Е.В.ТИТОВА


------------------------------------------------------------------