Постановление Губернатора Челябинской области от 18.09.2013 N 322 "Об организации деятельности Ситуационного центра Губернатора Челябинской области"
ГУБЕРНАТОР ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. № 322
Об организации деятельности Ситуационного центра
Губернатора Челябинской области
В обеспечение исполнения Указов Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 536 "Об Основах стратегического планирования в Российской Федерации" и от 12 мая 2009 г. № 537 "О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года", для организации деятельности Ситуационного центра Губернатора Челябинской области:
1. Утвердить прилагаемое положение о Ситуационном центре Губернатора Челябинской области.
2. Утвердить прилагаемую концепцию информационно-аналитической системы Ситуационного центра Губернатора Челябинской области.
3. Заместителю Губернатора Челябинской области Сандакову Н.Д. в срок до 25 декабря 2013 года представить план работ по развитию Ситуационного центра Губернатора Челябинской области на 2014 - 2016 годы.
4. Внести в Положение об Администрации Губернатора Челябинской области, утвержденное постановлением Губернатора Челябинской области от 29.06.2010 г. № 148 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Администрации Губернатора Челябинской области" (с изменениями от 10 августа 2010 г., 3 марта, 30 мая, 25 июля, 24 августа 2011 г., 22 августа, 10 октября, 13 декабря 2012 г., 20 февраля, 28 марта, 21 мая, 25 июня 2013 г.) следующие изменения:
1) пункта 9 раздела III Положения от Администрации Губернатора Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 29.06.2010 г. № 148 "Об утверждении Положения, структуры и штатной численности Администрации Губернатора Челябинской области" дополнить подпунктом 46-1 следующего содержания: "организует деятельность Ситуационного центра Губернатора Челябинской области, обеспечивает взаимодействие с органами исполнительной власти и местного самоуправления для функционирования системы информационно-аналитического обеспечения и поддержки принятия решений.".
5. Координацию работ по организации деятельности и развитию Ситуационного центра возложить на Администрацию Губернатора Челябинской области (Комаров А.А.).
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор
Челябинской области
М.В.ЮРЕВИЧ
Приложение № 1
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 18 сентября 2013 г. № 322
Положение
о Ситуационном центре Губернатора Челябинской области
1. Общие положения
1.1. Ситуационный центр Губернатора Челябинской области (далее - СЦ) предназначен для обеспечения информационной поддержки и процедур подготовки и принятия решений Губернатора и Правительства Челябинской области, проведения совещаний и видеоконференций с участием Губернатора Челябинской области, анализа проблемных вопросов, моделирования ситуаций, а также для наглядного представления информационно-аналитических материалов, подготавливаемых органами государственной власти Челябинской области, территориальными подразделениями федеральных органов государственной власти, органами местного самоуправления.
1.2. СЦ включает в себя комплекс специально оборудованных помещений, программно-технических средств обработки и отображения информации, средств связи и передачи данных (далее - комплекс СЦ).
1.3. Общее руководство СЦ осуществляет руководитель Администрации Губернатора Челябинской области (далее - руководитель СЦ), в том числе утверждает планы и регламент работы СЦ, порядок сбора информации и представления ее в СЦ, определяет перечень пользователей СЦ.
2. Задачи СЦ
Задачами СЦ являются:
- обеспечение сбора, обработки, анализа и хранения информации о политическом, социально-экономическом и экологическом положении Челябинской области;
- актуализация информационных ресурсов (базы данных, базы знаний) СЦ;
- информационно-аналитическое обеспечение деятельности Губернатора и Правительства Челябинской области в целях всесторонней оценки социально-экономической и общественно-политической ситуации в Челябинской области, проведения сравнительной оценки вариантов решения проблем, тенденций, программ и планов развития событий;
- представление обобщенной информации по вопросам, требующим оперативного принятия решений, или информационно-аналитических материалов для проведения совещаний или иных мероприятий с участием Губернатора Челябинской области;
- обеспечение совместно с Центром специальной связи и информации ФСО России в Челябинской области в установленном порядке информационного взаимодействия с Ситуационными центрами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- документирование и видеозапись мероприятий, проводимых в СЦ.
3. Планирование работы СЦ
3.1. Для организации работы СЦ разрабатываются:
- план работ по эксплуатации СЦ;
- план работ по развитию СЦ;
- план работ по техническому обслуживанию и программному сопровождению СЦ.
В планах работ определяется перечень и содержание мероприятий, лица, ответственные за их исполнение, а также сроки исполнения. Указанные планы работ утверждаются руководителем СЦ.
3.2. План работ по эксплуатации СЦ предусматривает обеспечение текущего информирования и информационно-справочного обслуживания пользователей СЦ, подготовку информационно-аналитических и прогнозных материалов, формирование и поддержку информационных ресурсов (базы данных, базы знаний) СЦ, проведение видеоконференций и совещаний в СЦ. План составляется во исполнение поручений Губернатора Челябинской области, на основе плана работы Администрации Губернатора Челябинской области с учетом планов работы органов государственной власти Челябинской области и Правительства Челябинской области в целом, а также предложений пользователей СЦ.
3.3. План работ по развитию СЦ включает перечень мероприятий по поддержке надежного функционирования систем, модернизации и развитию информационных ресурсов, программно-технических средств, средств связи и передачи данных, структуры СЦ.
3.4. План работ по техническому обслуживанию и программному сопровождению СЦ определяет виды профилактического обслуживания технических средств и регулирование процесса программного сопровождения СЦ.
3.5. Внеплановые мероприятия в СЦ проводятся по распоряжению руководителя СЦ.
4. Организация работы СЦ
4.1. Общее руководство деятельностью СЦ осуществляет руководитель СЦ по следующим направлениям:
- утверждение планов работы СЦ;
- определение порядка сбора и представления информации для обеспечения деятельности СЦ;
- определение перечня пользователей СЦ;
- проведение мероприятий в СЦ и их информационно-аналитическое обеспечение в соответствии с настоящим Положением.
4.2. Комплекс СЦ располагается в специально отведенных и оборудованных помещениях, расположенных в административном здании по адресу: г. Челябинск, ул. Цвиллинга, д. 27, Резиденция Губернатора Челябинской области, 2 этаж.
4.3. Организацию работы СЦ: подготовку и реализацию проводимых мероприятий, организационно-методическое сопровождение, меры по обеспечению защиты информации, эксплуатацию программно-технических средств, контроль и управление доступом к программным и информационным ресурсам осуществляет Информационно-техническое управление Администрации Губернатора Челябинской области совместно с Центром специальной связи и информации ФСО России в Челябинской области в пределах своей компетенции.
4.4. Работу СЦ организует координатор СЦ, который непосредственно подчиняется начальнику Информационно-технического управления Администрации Губернатора Челябинской области.
Координатор СЦ:
- осуществляет непосредственное руководство деятельностью СЦ и несет ответственность за выполнение возложенных на СЦ функций и задач;
- обеспечивает комплексную подготовку и реализацию мероприятий, проводимых в СЦ;
- разрабатывает и предоставляет на утверждение предложения и планы работы СЦ;
- организует работу СЦ, устанавливает функциональные обязанности и ответственность сотрудников;
- осуществляет другие полномочия в соответствии с действующим законодательством и должностным регламентом.
4.5. Администрация Губернатора Челябинской области при выполнении утвержденных планов работы СЦ, а также поручений и решений Губернатора Челябинской области имеет право привлекать в согласованном порядке к работе в СЦ представителей органов государственной власти и местного самоуправления Челябинской области, учреждений и организаций (экспертов).
4.6. Органы государственной власти и местного самоуправления Челябинской области предоставляют СЦ необходимую информацию по его запросам. Органы государственной власти и местного самоуправления Челябинской области определяют исполнителей, имеющих полномочия и ответственных за представление информации для СЦ, а также экспертов по направлениям своей деятельности для оперативного взаимодействия с СЦ в решении информационно-аналитических задач.
Территориальные подразделения федеральных органов государственной власти и организации представляют информацию для СЦ в соответствии с заключенными в установленном порядке соглашениями.
4.7. Центр специальной связи и информации ФСО России в Челябинской области в пределах своей компетенции оказывает методическую и иную помощь в организации деятельности СЦ, а также обеспечивает информационное взаимодействие с Ситуационными центрами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
4.8. Пользователи СЦ имеют право:
- пользоваться информационными ресурсами СЦ;
- получать в установленном порядке тематические подборки из информационных материалов СЦ;
- проводить совещания, видеоконференции и другие мероприятия в зале совещаний СЦ.
5. Проведение мероприятий в СЦ
5.1. Проведение мероприятий в СЦ осуществляется в режимах мониторинга текущей ситуации, планового рассмотрения проблем, оперативного информирования, а также в режиме видеоконференций.
5.2. Режим мониторинга предназначен для текущего информирования пользователей СЦ о важнейших событиях, происходящих в Челябинской области, выявленных тенденциях их развития на основе поступающей в СЦ информации.
5.3. Мероприятия в режиме планового рассмотрения проблем проводятся в виде совещаний с регламентированным порядком и заранее разработанным сценарием обсуждения конкретной проблемы.
Режим планового рассмотрения проблем при подготовке к конкретному мероприятию в СЦ предусматривает возможность предоставления пользователям СЦ и участвующим в совещании специалистам соответствующих информационно-аналитических материалов по теме готовящегося мероприятия.
5.4. Режим оперативного информирования предназначен для оценки обстановки, проведения экспресс-анализа, подготовки решений, оперативного составления прогнозов для управления конфликтами и кризисами. В режиме оперативного информирования предварительная подготовка материала и информации производится по мере возможности в соответствии со сложившейся ситуацией, а состав необходимой информации определяется в процессе обсуждения.
Приложение № 2
к постановлению
Губернатора
Челябинской области
от 18 сентября 2013 г. № 322
КОНЦЕПЦИЯ
информационно-аналитической системы
Ситуационного центра Губернатора Челябинской области
1. Введение
Концепция информационно-аналитической системы Ситуационного центра Губернатора Челябинской области (далее - Концепция) определяет цели и задачи, общую функциональную архитектуру и состав информационного обеспечения системы, а также этапы ее создания и последующей эксплуатации.
Концепция подготовлена на основе анализа возможности автоматизации процессов сбора, обработки и представления информации, необходимой органам государственной власти Челябинской области для повышения эффективности управления социально-экономическим развитием Челябинской области, улучшения качества управления в органах государственной власти Челябинской области, в том числе и в условиях кризисных ситуаций.
2. Основания для разработки настоящей Концепции
Основой для предлагаемых в настоящей Концепции решений послужили следующие документы:
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 536 "Об основах стратегического планирования в РФ";
- Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2009 № 537 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года";
- Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2009 № 1088 "О единой вертикально интегрированной государственной автоматизированной информационной системе "Управление".
3. Актуальность работ
Работы по созданию информационно-аналитической системы (далее - ИАС) Ситуационного центра Губернатора Челябинской области направлены на реализацию государственной политики в сфере региональной информатизации в соответствии с задачами модернизации государственного управления и социально-экономического развития Челябинской области.
Система создается как комплексная вертикально интегрированная автоматизированная информационная система на основе взаимодействия федеральных, ведомственных, муниципальных и корпоративных информационных ресурсов и систем.
4. Цель создания системы
4.1. Основные цели создания системы
Основными целями создания системы являются:
1) повышение эффективности управления социально-экономическим развитием Челябинской области;
2) повышение качества информационной поддержки принятия управленческих решений органами государственной власти Челябинской области на основе интеграции, регулярного, бесперебойного представления и анализа достоверной и актуальной информации о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области;
3) улучшение качества управления в органах государственной власти Челябинской области.
При этом приоритетными задачами, решаемыми для достижения цели, являются:
1) разработка и внедрение программно-технических решений, обеспечивающих автоматизацию процедур сбора, обработки, хранения и представления информации, в том числе документированной о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области на всех этапах их выполнения с использованием средств электронной цифровой подписи, формирования и хранения соответствующих информационных ресурсов;
2) создание современных экономико-математических методов анализа, моделирования и оптимизации вырабатываемых предложений, позволяющих формировать при этом сбалансированные управленческие решения;
3) создание и развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей возможность обмена данными о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области между структурными подразделениями Администрации Губернатора Челябинской области и Аппарата Правительства Челябинской области, органами государственной власти Челябинской области, территориальными органами федеральных органов государственной власти по Челябинской области и органами местного самоуправления;
4) гарантированный уровень информационной безопасности системы.
Создание системы позволит сформировать необходимую информационно-технологическую и информационно-коммуникационную инфраструктуру для мониторинга результативности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по достижению важнейших показателей социально-экономического развития Челябинской области и исполнению ими своих полномочий.
4.2. Назначения системы
Основными назначениями системы являются:
1) информационное и научно-аналитическое обеспечение деятельности Губернатора Челябинской области, Правительства Челябинской области, в том числе осуществление мониторинга, анализа и контроля:
- социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Челябинской области;
- планирования и прогнозирования социально-экономического развития муниципальных образований и Челябинской области в целом;
- исполнения принятых Правительством Челябинской области решений;
- хода реализации программ и проектов по основным направлениям деятельности Правительства Челябинской области;
- выполнения приоритетных национальных проектов на территории Челябинской области;
- эффективности деятельности органов государственной власти Челябинской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области;
2) информационная и научно-аналитическая поддержка принятия управленческих решений, в том числе связанных с развитием базовых секторов экономики и социальной сферы Челябинской области;
3) обеспечение эффективного межведомственного, межмуниципального и межрегионального информационного обмена;
4) решение задач, связанных с накоплением, обработкой, предоставлением, распространением и использованием информации, в том числе интеграции предметных баз данных и комплексного представления отраслевой информации, характеризующей базовые сектора экономики и социальную сферу Челябинской области.
5. Требования, предъявляемые к системе
При создании и развитии системы должно быть обеспечено выполнение основных и специальных требований.
Основными требованиями, предъявляемыми к системе, являются:
1) системность, состоящая в рациональной декомпозиции системы, в том числе на компоненты и подсистемы системы, предоставляющая возможность автономной разработки и внедрения составных частей системы на основе единой технической политики, что обеспечивает целостность системы при ее взаимодействии с изменяющейся внешней средой;
2) открытость, состоящая в способности системы к расширению состава предоставляемых услуг и технологий и увеличению числа источников информации и пользователей без нарушения ее внутреннего функционирования и ухудшения эксплуатационных характеристик;
3) стандартизация (унификация), состоящая в рациональном применении типовых, унифицированных или стандартизированных проектных решений и технологий, внутренних и внешних интерфейсов и протоколов, что закладывает фундамент для блочного, модульного построения компонентов и подсистем системы в целом;
4) осуществление согласованных между собой процессов проектирования и поэтапной модернизации структурных составляющих системы, обеспечивающих ее постоянную адаптацию к изменяющимся требованиям пользователей.
К специальным требованиям, предъявляемым к системе, относятся:
1) полнота информации, обеспечивающей эффективную информационно-аналитическую поддержку при решении полного комплекса функциональных задач в рамках управления социально-экономическим развитием Челябинской области - планирования, исполнения, мониторинга, контроля и прогнозирования;
2) иерархичность представляемой в систему информации независимо от организационного и территориального распределения пользователей системы;
3) комплексная интеграция и рациональное применение при создании системы и ее подсистем существующей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, типовых решений и технологий, реализованных в интересах управления социально-экономическим развитием Челябинской области;
4) семантическое единство, состоящее в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить формирование единого информационного пространства при создании и развитии системы и ее подсистем (терминологическая система показателей, форматы представления данных, регламенты отчетности);
5) переносимость элементов системы, состоящая в обеспечении возможности функционирования разрабатываемых компонентов системы на любых однотипных элементах информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;
6) комплексная безопасность, заключающаяся в осуществлении комплекса мер, призванных обеспечить защиту системы от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, связанных с возможностью нанесения ущерба системе и ее пользователям.
6. Состав и структура системы
Основными компонентами системы являются:
1) информационный компонент, обеспечивающий автоматизацию процессов сбора, обработки, хранения и представления информации о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области пользователям системы;
2) телекоммуникационный компонент, обеспечивающий интеграцию программно-технических решений и информационно-телекоммуникационных сетей, входящих в систему, с учетом требования унификации используемых проектных решений и технологий;
3) компонент по обеспечению информационной безопасности, обеспечивающий интеграцию методов и средств обеспечения информационной безопасности с учетом фактора системности их развития;
4) автоматизированное рабочее место - комплекс программно-технических средств в виде одной или нескольких персональных электронных вычислительных машин, объединенных в локальную вычислительную сеть, а также дополнительного оборудования, используемого для подготовки и ввода в систему в электронном виде информации о социально-экономических, общественно-политических и кризисных и чрезвычайных ситуациях, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области и для организации регламентированного доступа пользователей к информации, содержащейся в системе;
5) центр обработки данных - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий автоматизацию процедур формирования, ведения, хранения и оперативного представления различным группам пользователей полной и достоверной информации, содержащейся в системе;
6) Ситуационный центр Губернатора Челябинской области - организационно-техническое объединение компактно размещенных технических подсистем и рабочих мест для высших должностных лиц Правительства Челябинской области и экспертов, предназначенное для обеспечения поддержки принятия решений руководством и специалистами исполнительных органов государственной власти Челябинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области в повседневной деятельности и в условиях кризисных и чрезвычайных ситуаций;
7) выносной мультимедийный комплекс - информационно-технологический и программно-технический комплекс, обеспечивающий реализацию технологий аналитической обработки и представления пользователям системы информации на основе использования современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных;
8) ведомственный сегмент системы - программно-технический комплекс, обеспечивающий повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Челябинской области Правительства Челябинской области за счет внедрения и использования информационных и коммуникационных технологий, в том числе качества управления приоритетными направлениями деятельности Правительства Челябинской области;
9) сети связи специального назначения - комплекс эксплуатируемых Федеральной службой охраны Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей и средств связи, обеспечивающих доступ Ситуационного центра Губернатора Челябинской области к Ситуационному центру Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Программно-технические комплексы системы призваны обеспечивать сбор из разных источников информации, обработку, хранение и представление информации о социально-экономическом развитии Челябинской области, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, а также взаимодействие пользователей системы и ее подсистем на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий, средств и методов обеспечения информационной безопасности.
Проектирование, внедрение и эксплуатация компонентов системы производится в соответствии с техническими решениями системы и потребностями соответствующих органов государственной власти. Для каждой категории пользователей системы реализуются мероприятия по обеспечению безопасности и надежности их автономного и совместного функционирования.
В качестве инструмента работы с системой и обеспечения доступа к содержащимся в ней данным может использоваться веб-браузер.
7. Информационный компонент системы
Информационный компонент системы предназначен для системной интеграции базовых технологий сбора, обработки, хранения и представления информации с целью обеспечения эффективной информационно-аналитической поддержки деятельности пользователей на всех этапах реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области проектов за счет:
- мониторинга, анализа и контроля социально-экономических, общественно-политических, кризисных и чрезвычайных ситуаций в Челябинской области;
- формирования исходных (плановых) показателей (результативности, ресурсоемкости, сроков) реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области органами государственной власти Челябинской области;
- мониторинга фактических показателей (результативность, ресурсоемкость, сроки) хода реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области с целью оценки их отклонений от плановых значений;
- представления исходной информации и результатов аналитической обработки данных о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области и результативности деятельности органов государственной власти по их выполнению, а также оценки и прогнозирования рисков успешной реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области и моделирования возможных путей их минимизации.
Требуемое качество как самостоятельного, так и совместного решения указанных функциональных задач обеспечивается реализацией базовых технологий сбора, обработки, хранения, анализа и представления информации о социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области, реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области в соответствующих компонентах системы.
Функциональность системы должна обеспечивать информационную поддержку принятия решений по комплексам задач системы следующего состава:
1) "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Челябинской области и обеспечения национальной безопасности";
2) "Управление программами и проектами";
3) "Социально-экономическая обстановка в Челябинской области";
4) "Социальная защищенность населения Челябинской области";
5) "Социально-политическая обстановка в Челябинской области";
6) "Экологическая обстановка в Челябинской области";
7) "Природно-техногенная безопасность Челябинской области";
8) "Комплексная оценка состояния Челябинской области".
Информационное обеспечение функционирования системы обеспечивается использованием всевозможных каналов сбора данных, включая:
1) доступ к информационным системам общефедерального уровня;
2) взаимодействие с ведомственными информационными системами и территориальными центрами управления;
3) использование данных и специализированных информационных систем регионального уровня;
4) организации целевого сбора сведений с помощью формирования запросов или анкетирования;
5) обработки сводных отчетных материалов, поступающих в Челябинскую область по различным направлениям деятельности.
7.1. Требования к реализации комплексов задач системы
7.1.1. Требования к комплексу задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Челябинской области и обеспечения национальной безопасности"
Комплекс задач "Стратегическое планирование для обеспечения устойчивого развития Челябинской области и обеспечения национальной безопасности" предназначен для проведения стратегического анализа развития Челябинской области. Данный комплекс должен обеспечивать решение следующих задач:
1) оценку условий и факторов, формирующих внутренние и внешние угрозы национальной безопасности, включая стратегические риски для устойчивого развития Челябинской области в целях подготовки на региональном уровне единых исходных данных для стратегического планирования и обеспечения национальной безопасности;
2) оценку степени соответствия планируемых на региональном уровне программно-целевых социально-экономических мероприятий задачам устойчивого развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности, возможность организации сценарного прогноза развития ситуации;
3) анализ эффективности деятельности органов исполнительной власти Челябинской области и использования ресурсов, направленных на достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации с учетом задач обеспечения национальной безопасности;
4) оценку эффективности расходования ресурсов на устойчивое развитие Челябинской области с учетом обеспечения национальной безопасности.
7.1.2. Требования к комплексу задач "Управление программами и проектами"
Комплекс задач "Управление программами и проектами" предназначен для целевого обеспечения информационной поддержки управления и принятия решений следующим по наиболее значимым комплексным направлениям деятельности Правительства Челябинской области:
1) мониторинг целевых параметров и показателей утвержденных программ и планов и их индикативное представление в реальном масштабе времени;
2) мониторинг выполнения федеральных целевых программ, анализ полученных данных и оценка достигнутых результатов;
3) подготовка ЖКХ к зимнему периоду;
4) строительство дорожно-коммуникационной инфраструктуры;
5) строительство жилищно-коммунальной инфраструктуры;
6) контроль за освоением месторождений природных ресурсов;
7) мониторинг и анализ кадровой ситуации в Челябинской области;
8) мониторинг и анализ количества, качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Челябинской области;
9) обеспечение мониторинга реализации приоритетных национальных проектов, комплексный анализ полученных данных и оценка достигнутых результатов в Челябинской области на региональном уровне управления.
Состав программ и проектов может корректироваться с учетом текущей ситуации, включая актуальные на текущий момент крупномасштабные задачи (проекты), требующие координации действий и концентрации усилий органов исполнительной власти Челябинской области.
7.1.3. Требования к комплексу задач "Социально-экономическая обстановка в Челябинской области"
Комплекс задач "Социально-экономическая обстановка в Челябинской области" предназначен для обеспечения информационно-аналитической поддержки принятия решений при формировании стратегии социально-экономического развития области. Данный комплекс должен быть реализован на базе создания взаимосвязанного блока прогнозно-аналитических моделей социально-экономической обстановки в Челябинской области на базе стандартизированных научно-методических подходов и обеспечивает решение следующих задач:
1) комплексная оценка экономической безопасности Челябинской области;
2) анализ и оценка текущей социально-экономической обстановки, в том числе в аспекте индикативного управления;
3) прогнозирование возможных вариантов развития социально-экономической обстановки;
4) оценка последствий принимаемых решений и выработка рекомендаций по их оптимизации в оперативном и стратегическом плане.
7.1.4. Требования к комплексу задач "Социальная защищенность населения Челябинской области"
Комплекс задач "Социальная защищенность населения Челябинской области" предназначен для анализа социально-экономической ситуации в аспекте рынка труда и уровня жизни населения с целью выявления источников социальной незащищенности и предоставления информации для анализа, оценки ситуации и своевременного принятия мер по нормализации обстановки.
Данный комплекс задач должен решать следующие задачи:
1) анализ состояния рынка труда;
2) анализ деятельности службы занятости;
3) анализ состояния социального обеспечения;
4) оценка деятельности служб социальной защиты и поддержки населения (по категориям граждан), в том числе:
- здравоохранения;
- образования;
- пенсионного обеспечения;
- защиты материнства и детства;
- обеспечения жильем, продуктами питания, лекарствами и другими социально-значимыми услугами.
7.1.5. Требования к комплексу задач "Социально-политическая обстановка в Челябинской области"
Комплекс задач "Социально-политическая обстановка в Челябинской области" предназначен для поддержки процесса принятия решений в социально-политической сфере, в частности при формировании общественного мнения, изучении социального самочувствия населения и организации проведения предвыборных кампаний.
Комплекс задач является вспомогательным инструментом и предназначен для обеспечения полномасштабного исследования социально-политической ситуации при помощи опросов населения и экспертов, а также путем проведения модельных экспериментов.
Данный комплекс должен обеспечивать решение задач, обеспечивающих поддержку процессов социологического исследования социально-политической ситуации (включая автоматизацию разработки опросных листов, ввода анкет и обработки информации), мониторинга и анализа социально-политической ситуации, включая разработку эффективных стратегий проведения избирательных кампаний, мониторинг текущих показателей их состояния.
Указанный комплекс задач должен обеспечивать анализ конфликтного потенциала Челябинской области для выявления потенциальных сфер социальной напряженности в регионе, диагностику главных дестабилизирующих факторов, а также прогнозирование возникновения и развития конфликтных ситуаций с целью предоставления информации руководству Челябинской области для выработки упреждающих мер или вариантов воздействия на сложившуюся обстановку в целях купирования конфликтов. Должно обеспечиваться структурирование и анализ причин возможных конфликтных ситуаций по формам: социальный, политический, экономический, религиозно-этнический, территориальный.
7.1.6. Требования к комплексу задач "Экологическая обстановка в Челябинской области"
Комплекс задач "Экологическая обстановка в Челябинской области" предназначен для постоянного контроля и оценки качества состояния окружающей среды Челябинской области с целью своевременного выявления негативных тенденций и предоставления информации для принятия мер по стабилизации или исправлению ситуации.
Данный комплекс задач должен решать следующие задачи:
1) комплексный контроль нормативов качества окружающей природной среды, включающий:
- контроль нормативов качества атмосферы;
- контроль нормативов качества гидросферы;
- анализ качественного состояния земельных ресурсов и почвы;
2) мониторинг и анализ динамики экологической ситуации в Челябинской области, включающий:
- оценку текущей экологической обстановки и тенденций ее развития;
- мониторинг и анализ динамики состояния природных комплексов;
- мониторинг и анализ воздействий предприятий на природную среду;
- контроль выполнения принятых программ по охране природной среды;
- мониторинг и анализ состояния особо охраняемых территорий;
- контроль выполнения законодательных требований по проведению государственной экологической экспертизы, а также соблюдению установленных условий и нормативов.
7.1.7. Требования к комплексу задач "Природно-техногенная безопасность Челябинской области"
Комплекс задач "Природно-техногенная безопасность Челябинской области" предназначен для поддержки принятия решений органами управления Правительства Челябинской области в сфере обеспечения безопасности и координации действий всех органов власти и управления в интересах предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Комплекс задач "Природно-техногенная безопасность Челябинской области" должен обеспечивать решение следующих задач:
1) анализ угроз безопасности и прогноз возможных чрезвычайных ситуаций, оценку их масштабов и последствий на территории Челябинской области;
2) поддержка системы мониторинга обстановки и предупреждения населения в случае природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (ЧС);
3) мониторинг состояния готовности сил и средств реагирования в ЧС;
4) определение зон чрезвычайных ситуаций по результатам мониторинга;
5) многовариантное планирование мероприятий по защите населения и окружающей среды в случае возможного возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
6) организация оперативного реагирования при ЧС и поддержка управления в процессе локализации и ликвидации последствий ЧС.
7.1.8. Требования к комплексу задач "Комплексная оценка состояния Челябинской области"
Комплекс задач "Комплексная оценка состояния Челябинской области" предназначен для агрегатной оценки ситуации в регионе, основанной на объединении параметров всех входящих в СЦ моделей.
Комплекс задач "Комплексная оценка состояния Челябинской области" должен обеспечивать решение следующих задач:
1) формирование системы обобщенных показателей оценки обстановки по актуальным сферам жизнедеятельности субъекта РФ и федерального округа;
2) получение агрегированной оценки состояния всех сфер управления;
3) анализ оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъекта РФ, полученной на основе показателей оценки эффективности, утвержденных указом Президента РФ от 28 июня 2007 г. № 825, от 28 апреля 2008 г. № 606, постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. № 322 и от 1 апреля 2010 года № 212 и разработка предложений по ее повышению;
4) анализ оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления в субъекте РФ, полученной на основе показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, утвержденных указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607, распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г. № 1313-р и разработка предложений по ее повышению.
В рамках системы должен обеспечиваться доступ Ситуационного центра Губернатора Челябинской области к следующим общефедеральным информационным системам:
1) ИАС "Рынок труда" (Анализ и прогноз уровня безработицы и занятости населения в субъектах РФ");
2) ИАС "Федеральные целевые программы" (Мониторинг хода реализации федеральных целевых программ);
3) ИАС "Мониторинг ФО" (Мониторинг социально-экономического развития федеральных округов и субъектов РФ);
4) ИАС "Контроль ПНП" (Анализ хода выполнения приоритетных национальных проектов);
5) ИАС "Протестная активность" (Сбор информации об акциях протеста населения, анализ и прогноз уровня протестной активности в субъектах РФ);
6) "Система-Д" (Информационные фонды сообщений печатных и электронных СМИ, информационно-аналитических материалов);
7) "БЭГИ" (Цифровая база картографических данных. Тематические карты и схемы);
8) ИАС "Паспорта регионов РФ" (Общие сведения о регионе, общественно-политическая ситуация, электоральная характеристика, социально-экономическое положение);
9) "Органы управления" (Структура и должностные лица федеральных и региональных ОГВ, органов управления СНГ. Адреса и телефоны);
10) "Государственная система правовой информации - Законодательство России" (Официальные и периодические издания);
11) "Корпоративный портал СНГ" (документы международных организаций, договоры, статистическая отчетность, справочные материалы по СНГ, публикации СМИ, национальные законодательства);
12) ИАС "ФО" (мониторинг социально-экономического состояния субъектов РФ по качеству жизни населения, самообеспеченности сельхозпродуктами, инфляции и уровню промышленного развития).
Требования к целесообразному составу других каналов сбора данных и источников информации, должны определяться по результатам детального обследования в рамках проектирования системы.
7.2. Технологии организации сбора информации
Ввод данных в систему осуществляется с использованием:
1) автоматизированного рабочего места органов исполнительной власти Челябинской области и органов местного самоуправления Челябинской области - для представления планово-отчетных сведений о мониторинге социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области, ходе выполнения закрепленных за ними мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Челябинской области;
2) автоматизированного рабочего места структурных подразделений Администрации Губернатора Челябинской области и Аппарата Правительства Челябинской области - для представления аналитических данных, а также сведений о результатах проведения контрольно-ревизионной деятельности и контроля за реализацией приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Челябинской области;
3) Центра управления кризисными ситуациями Главного управления МЧС России по Челябинской области.
Формат представления планово-отчетных сведений, порядок заполнения и представления отчетных форм о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, мониторинге социально-экономической, общественно-политической ситуации в Челябинской области утверждаются руководителем Ситуационного центра Губернатора Челябинской области.
В систему вводится и обрабатывается информация, не имеющая ограничений доступа или имеющая такие ограничения не выше категории "конфиденциальная", представляемая и формируемая в соответствии с установленными порядком и форматом.
7.3. Технологии обработки и хранения информации
На уровне территориальных органов федеральных органов исполнительной власти по Челябинской области и органов исполнительной власти Челябинской области информация о мониторинге, анализе и контроле социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуаций в Челябинской области, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области хранится в ведомственных сегментах системы.
Органы исполнительной власти Челябинской области, организующие мониторинг, анализ и контроль социально-экономических, общественно-политических ситуаций в Челябинской области, реализацию приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, составляют отчетность и направляют ее в Ситуационный центр Губернатора Челябинской области.
7.4. Аналитическая обработка информации
Технологии аналитической обработки информации о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях в Челябинской области, о ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области должны обеспечивать решение следующих задач:
1) мониторинг обстановки и предоставление обобщенной и детализированной информации в требуемом разрезе;
2) использование инструментов индикативного управления, контроль хода реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, выполнения решений;
3) оценку эффективности расходования бюджетных средств на реализацию мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области;
4) сравнительный анализ эффективности реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области как отдельными органами исполнительной власти Челябинской области, так и муниципальными образованиями Челябинской области;
5) моделирование развития ситуаций и предварительная оценка потенциальной эффективности принимаемых решений;
6) оценку и анализ общественного мнения по результатам социологических опросов населения и экспертных опросов;
7) выявление и анализ проблем управления приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, в том числе на основе экспертных опросов;
8) обеспечение взаимодействия с ситуационными центрами федеральных структур с использованием современных телекоммуникационных и информационных технологий.
Решение указанных задач обеспечивается реализацией специальных технологий аналитической обработки собираемой информации как на уровне ведомственных сегментов системы на основе типового решения, так и в целом за счет разработки и установки специальной информационно-аналитической подсистемы ИАС Ситуационного центра Губернатора Челябинской области.
7.5. Представление информации
ИАС Ситуационного центра Губернатора Челябинской области должна обеспечить представление руководству Челябинской области, а также органам государственной власти Челябинской области полной, актуальной и достоверной отчетной и аналитической информации, достаточной для формирования объективной оценки о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Челябинской области, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, позволяющей обеспечить информационно-аналитическую поддержку принятия управленческих решений.
В целях обеспечения единства представления отчетности информация предоставляется с помощью единого пользовательского интерфейса для всех потребителей.
Постоянно обновляемые базы данных системы размещаются в центре обработки данных.
Предоставление информации вышеуказанным пользователям, руководителям координационных и совещательных органов и рабочих групп Правительства Челябинской области, а также непосредственным ответственным исполнителям работ осуществляется в строгом соответствии с требованиями по разграничению их доступа и обеспечению персонифицированного подключения к системе.
Сетевые графики, табличные отчетные формы и другая справочная информация представляются как в экранных формах, так и при необходимости на бумажных носителях. При этом в системе обеспечивается вывод минимального набора информации, включающего:
- сетевые графики, отражающие соответствие плановых и фактических показателей реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, этапы и контрольные точки выполнения работ по отдельным мероприятиям, динамику их реализации и существующие отклонения от утвержденных сроков;
- оперативную информацию о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Челябинской области;
- оперативную информацию о кризисных и чрезвычайных ситуациях в Челябинской области;
- отчетные данные по реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области, позволяющие провести визуальное сравнение результатов выполнения работ областными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, а также отчетные документы и справочные материалы;
- информацию, отражающую уровень общественного мнения о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области;
- интегральные оценки выполнения приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области;
- аудио- и видеоинформацию, подтверждающую реализацию конкретных мероприятий приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области.
Для представления аналитической обработки информации о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Челябинской области, кризисных и чрезвычайных ситуациях в Челябинской области, ходе реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области используется Ситуационный центр Губернатора Челябинской области.
Для организации выездной работы применяются выносные мультимедийные комплексы, обеспечивающие реализацию указанных функций на основе современных средств визуализации анимационно-графической, аудио- и видеоинформации, а также картографических данных.
При этом в целях обеспечения предоставления свободного доступа граждан и организаций к информации о социально-экономической, общественно-политической обстановке в Челябинской области, кризисных и чрезвычайных ситуациях, о реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области часть указанной информации может размещаться на официальном сайте Правительства Челябинской области в сети Интернет в автоматизированном режиме в соответствии с утверждаемым регламентом, определяющим состав соответствующих сведений и порядок их публикации.
7.6. Организация межведомственного информационного обмена
В целях организации автоматизированного информационного взаимодействия и обмена на межведомственном уровне в рамках системы, а также между ней и другими государственными информационными системами необходимо обеспечить разработку и внедрение специальных интеграционных приложений.
Обмен данными на межведомственном уровне осуществляется в соответствии с регламентами, утверждаемыми руководителем Ситуационного центра Губернатора Челябинской области, или на основе специальных соглашений об информационном обмене, подписываемых заинтересованными сторонами.
8. Задачи телекоммуникационного компонента системы
Телекоммуникационный компонент системы является интегрированной телекоммуникационной средой, с помощью которой пользователям системы предоставляются в соответствии с международными стандартами современные телекоммуникационные услуги с гарантированным уровнем информационной безопасности.
В соответствии с назначением системы телекоммуникационный компонент выполняет следующие основные задачи:
1) обеспечение надежной и достоверной доставки пользователям необходимой информации;
2) обеспечение требуемого качества телекоммуникационного взаимодействия компонентов и пользователей системы между собой и с внешними государственными информационными системами.
Телекоммуникационный компонент системы включает в себя:
- Единую телекоммуникационную сеть государственных органов исполнительной власти Челябинской области (далее - ЕТКС);
- подсистему видеоконференцсвязи;
- сети связи специального назначения.
Организация обмена данными между органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления осуществляется через ЕТКС.
Подсистема видеоконференцсвязи обеспечивает взаимодействие между органами государственной власти Челябинской области и органами местного самоуправления, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти по Челябинской области и с их ситуационными центрами в режиме видеоконференции.
Сеть связи специального назначения используется для организации доступа Ситуационного центра Губернатора Челябинской области, к сервисам видеоконференцсвязи, обеспечивающим видеоконференцсвязь с Ситуационными центрами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
9. Цель и задачи компонента по обеспечению
информационной безопасности
Целью компонента по обеспечению информационной безопасности системы является защита информации и поддерживающей ее инфраструктуры от случайных или преднамеренных воздействий естественного или искусственного характера, чреватых нанесением ущерба системе и ее пользователям.
Информационная безопасность системы обеспечивается за счет реализации многоуровневой системы безопасности и контроля, выполняющей следующие задачи:
- обеспечение равнопрочной защиты информации и контроля доступа к ней на всех этапах ее сбора, передачи, обработки, хранения и предоставления пользователю системы;
- обеспечение конфиденциальности и целостности информации;
- обеспечение защиты программных и технических средств, используемых для сбора, передачи и обработки информации от утечки и разрушающего воздействия.
В системе защите подлежат:
- автоматизированные рабочие места пользователей системы, файл-серверы локальных вычислительных сетей, серверы баз данных локальных вычислительных сетей, специализированные серверы локальных вычислительных сетей, коммуникационное оборудование системы;
- базовое и прикладное программное обеспечение системы;
- статистическая и аналитическая информация, формируемая в результате взаимодействия пользователей между собой и компонентами системы.
Основными направлениями создания комплексной системы защиты информации являются:
- организационно-режимные меры защиты;
- защита информации от утечки по каналам побочных электромагнитных излучений и наводок;
- защита от вирусных атак;
- обеспечение безопасности взаимодействия системы с внешними источниками информации;
- защита информации от несанкционированного доступа.
10. Ресурсное обеспечение создания и развития системы
Финансирование соответствующих работ осуществляется согласно выделенным ассигнованиям на текущий финансовый год в смете Администрации Губернатора Челябинской области.
Органы исполнительной власти Челябинской области участвуют в формировании требований к сегментам системы, а также в последующем обеспечивают их эксплуатацию и информационное наполнение.
11. Ожидаемый социально-экономический эффект
создания системы
Предполагается, что создание системы позволит:
- повысить эффективность, оперативность и качество принятия управленческих решений, а также контроля исполнения по основным направлениям деятельности органов государственной власти Челябинской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Челябинской области;
- повысить эффективность информационного взаимодействия органов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственной власти и органов местного самоуправления Челябинской области;
- повысить эффективность расходования бюджетных средств;
- снизить трудозатраты на выполняемые вручную до создания системы операции по сбору, обработке, поиску и представлению данных о социально-экономических, общественно-политических и чрезвычайных ситуациях в Челябинской области реализации приоритетных направлений деятельности Правительства Челябинской области.
------------------------------------------------------------------